Зачем Китаю «Свободные Искусства» по западному образцу?
Справка
Образовательная модель для высшей школы «Свободные Искусства» (англ. Liberal Arts) получила распространение во второй половине ХХ века – сперва в США, а затем и в европейских странах.
Задача программ Liberal Arts – предоставление широких возможностей для развития личности студента, обучение критическому мышлению и умению выражать свои мысли. Студенты приобретают не специализацию в узкой области, а обширные знания (в том числе междисциплинарного характера) в рамках выбранной концепции курсов. Наряду с точными науками, в рамках этой модели образования много внимания уделяется гуманитарным и социальным наукам. Образование по модели Liberal Arts готовит к возможности постоянного изменения своего профессионального выбора и профессиональной идентичности в современном мире.
Программа Liberal Arts дает возможность получать степень Бакалавра Искусств по таким специальностям, как Компьютерные Науки, Экономика, Бизнес Администрирование, Информационные Системы и многим другим.
В настоящее время Liberal Arts College РАНХиГС и Факультет свободных искусств и наук СПбГУ – учебные заведения в России, предлагающие такого рода программы.
Университет Дьюка (США) готовится ввести обучение по программе «Liberal Arts» в своем китайском отделении в Куньшане (уезд КНР). И это не единичный случай. Другие иностранные университеты, имеющие отделения на территории Китая, планируют аналогичные нововведения в своих программах, чтобы обеспечить новые учебные траектории для студентов в гигантской системе образования Китая. Все эти изменения происходят под неусыпным контролем и позиционируются как «экспериментальные».
Китайское правительство является «инициатором и цензором» либерального образования в широком смысле. Текущая государственная образовательная политика предусматривает пересмотр некоторых положений марксистской идеологии одновременно с критикой западных ценностей в университетских программах.
Профессор Гарвардского Университета Уильям Кирби недавно опубликовал статью «Либеральное образование в Китае, прошлое и настоящее». В этой статье, в частности, он задает вопрос: «Может ли либеральное образование существовать в политически нелиберальной системе?».
Его ответ примерно такой: «Это возможно. Но только в локальных, изолированных масштабах. Такие пробные, экспериментальные проекты будут пока оставаться вызовом для остальной системы образования».
Предполагается, что в реализации программ «Liberal Arts» университета Дьюка будут принимать участие профессора, которые специально для этого прилетают в Китай. Планируется разработать «инновационные» версии программ специально для КНР.
Это связано с тем, что в местные университеты уже имеют опыт внедрения собственных «доморощенных» программ в Пекинском Университете, в колледже Сунь Ят-сена в Университете Гуаньджоу, в Шанхайском Университете Фудань, в колледже Университета Цинхуа в Пекине.
Ученые отмечают, что эти программы (2007 – 2014 годы) внедрялись в условиях отсутствия «квалифицированных и мотивированных» преподавателей, для которых эти программы были скорее «формальными» и отвлекали их от основной деятельности по исследованиям и обучению студентов. Сами программы заявленные, как «Liberal Arts», на деле превращались в узкоспециализированные, а не межпредметные, что противоречило самой сути модели.
Есть надежда, что очередная попытка будет более удачной.
Как на это смотрят сами китайцы? Вот несколько моментов, возможно объясняющих «китайский» интерес к такой модели обучения.
Экспериментальный характер внедрения
Уже реализованные программы «Liberal Arts» даже с учетом их несовершенства, продолжают рассматриваться министерством образования КНР как «экспериментальные». Пока не рассматривается вопрос о широком внедрении во всю систему высшего образования Китая.
На сегодня 2000 студентов, привлеченных к этим программам, – это капля в море из 7 000 000 студентов по всей стране.
Поэтому никакой опасности эти эксперименты не могут представлять.
Речь идет о некоторых критиках внутри Китая, которые полагают, что такие составляющие «Liberal Arts», как критическое мышление, могут в какой-то степени подорвать «традиционные устои» китайского общества.
Кроме этого не все в китайском руководстве разделяют идею готовности западных заимствований в такой чувствительной сфере, как образование.
Использование западных преимуществ
Однако в целом либеральное образование не рассматривается Коммунистической Партией Китая, как опасность, идущая с Запада. Анализируя мировой опыт, а также опыт своих соседей, руководители КНР приходят к выводу, что в определенной степени прогресс во многих отраслях достигается за счет внедрения новых моделей. Образование – это один из примеров сферы, которая нуждается в модернизации.
Конечно, это не значит, что китайское руководство неожиданно стало «прозападным». Это означает, что внедрение методов «Liberal Arts» в систему образования Китая может способствовать ускорению модернизации экономики и укреплению позиций КНР, как ведущей мировой державы.
Мотивы конкуренции
В Китае признают, что потребуется определенное количество специалистов с высшим образованием, которые смогут легко вписаться в процессы глобальной экономики, хорошо разбираясь в специфике западного мышления.
Это представляется серьезным аргументом в пользу внедрения моделей либерального образования и формирования у студентов широких, межпредметных навыков.
— Процесс глобализации требует от всех студентов развития своего рода глобального сознания и компетенции для глобальных возможностей и участия, — говорит Цян За, доцент на факультете образования в Йоркском университете, Торонто, Канада.
Все это усугубляется очевидной тенденцией западных систем образования к переходу от элитарного обучения по программам «Liberal Arts» к массовому внедрению этой модели. Сама по себе именно эта модель, по мнению многих экспертов, позволит постоянно быть конкурентными в быстро развивающемся цифровом мире.
Слишком много специализаций
Последнее соображение в внедрения «Свободных Искусств» носит сугубо утилитарный практический характер.
Число различных специальностей во всех сферах: технических, экономических, гуманитарных и т.п. непрерывно растет. Не за горами момент, когда система образования просто не справится с подготовкой необходимого количества «узких специалистов». Тогда подготовка «универсальных» специалистов с широким кругом знаний в разных областях, способного адаптироваться к конкретным потребностям рынка в данный момент, станет не пожеланием, а насущной необходимостью.
А это означает, что придется вернуться к вопросу о реализации той или иной формы модели «Liberal Arts», но уже в адаптированной массовой форме.
В какой мере Китай готов к таким преобразованиям, покажет время.
Но первые шаги на этом пути он уже делает.
Оригинал статьи