Зачем государству школа?
Вопрос на самом деле далеко не праздный, как может показаться на первый взгляд. Судя по тому, как государство относится к школе, невольно приходит на ум вопрос, нужна ли она государству на самом деле, а если нужна, то неужели же в том виде, в котором она сейчас существует? Неужто всеобщая садомазия, в которую погружено абсолютное большинство школ, и есть то, чего хочет от школы государство, ведь оно по закону является заказчиком образовательной системы, ее куратором и бенефициаром?
Какие граждане нужны нашему государству?
Давайте спросим себя, какие граждане нужны нашему государству, и подумаем, воспитывает ли таких граждан современная школа. Именно здесь будет лежать ответ на вопрос о нужности школы и ее эффективности.
Итак, без большого напряжения ума можно назвать следующие качества своих граждан, которые в качестве государственного и общественного заказа должна воспитывать школа. Это как бы квинтэссенция из так называемого «портрета выпускника школы», который выставлен в качестве идеала в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Итак, граждане России должны быть:
- любящие свою страну;
- честные;
- трудолюбивые;
- сплоченные.
Любовь к стране
Пойдем последовательно. Скажите, сильно ли будут любить страну ученики, к которым относятся как к зэкам: обнюхивают, осматривают, ощупывают, водят под конвоем в туалеты? Но ведь это только самая вершина айсберга. А сам «айсберг» состоит из поразительного равнодушия к состоянию абсолютного большинства учеников школьного возраста, к тому, как они себя чувствуют, какое у них состояние здоровья, способны ли они усваивать то, что им предлагают по школьной программе, как они относятся к себе и к своим сверстникам.
Похоже, государство заинтересовано только в одном: чем ты набил свою мозговую коробку, какой бал ты покажешь на ОГЭ и ЕГЭ. Все остальное государство по большому счету не волнует.
Причем, состояние своей мозговой коробки ты, как ученик, должен показать под системой контроля, доведенной до абсурда и срисованной то ли с гулаговских, то ли с гестаповских лагерей. Государство, если потребуется, не остановится перед тем, чтобы заглянуть тебе в трусы, и, видимо, скоро дойдет до того, что заставит тебя под камерами испражняться в туалете. А в качестве «оруэлловской» гротесковой иронии — надсмотрщиками над тобой станут или твои же собственные, или чужие учителя.
Скажете, вы будете любить такое государство? Вопрос, как видно, риторический.
Государство тратит миллионы на закупку и установку проверяющих камер, но до сих пор не решило финансовые вопросы по капитальному ремонту уже существующих и строительству новых школ, достойному их оборудованию, ликвидации вторых и третьих смен и бесплатному питанию своих учеников.
И как в таких условиях можно любить такое государство?
Ведь есть же очень простая и понятная духовная аналогия. То, что человек, тем более еще ребенок, видит вокруг себя, он автоматически переносит и на то, что не видит, что находится за его непосредственным кругозором. Если ребенок никогда не видел любви в семье, если там он видел только зло, если его родители злобились по отношению к друг другу и к нему самому, то и он будет так же относиться к окружающим его людям за пределами своей семьи. Злобное и недоверчивое отношение к людям он перенесет из своей семьи на всех остальных людей и пойдет с этим отношением дальше по жизни.
Точно так же и в школе. Если ученик, учась в школе, видел только равнодушное, презрительное, а то и злобное к себе отношение, если он понял, что представляющим государство учителям важнее, чем ты набил свою голову, а не есть ли вообще что-то в твоем желудке, и способен ли ты вообще учиться так, как задумали какие-то дяди и тети, в его душе неизбежно, подчеркиваю – НЕИЗБЕЖНО! – родится соответствующее отношение не только к школе, но и ко всему вне ее. И государство, и свою страну он будет воспринимать в соответствующем ключе.
«Вам было наплевать на меня, когда я был еще мал и беспомощен, когда был вынужден приходить в школу и мучиться за партой, вот теперь я вырос – и отплачу вам всем тою же монетой по принципу: «Как вы ко мне, так и я к вам». И любить такую страну такой ученик точно уже никогда не будет.
Честность
В этом же ключе можно сказать и о честности.
Удивительно: государство изначально всех учителей и учеников считает подленькими беспринципными мерзавцами, которые никогда ничего не будут делать честно. Подчеркиваю, и учителей тоже!
Ведь система ГИА (Государственная Итоговая Аттестация), представленная в 9-м классе в виде ОГЭ, а в 11-м- в виде ЕГЭ, во многом вводилась для того, чтобы вывести систему итоговых экзаменов за пределы школ и освободить их от влияния учителей. И сейчас я, может быть, скажу парадоксальную вещь: государство право!.. Да-да, оно право! И учителя и ученики как раз такие и есть, какими нас считает государство!
Мы как-то опрашивали учеников, писавших олимпиады, и не нашли ни одного из них, кто бы не пытался воспользоваться запрещенными средствами (шпорами, телефонами, смартфонами) при первой же возможности, если такая возможность действительно им представлялась. То же на ОГЭ и ЕГЭ, но там сдерживающим фактором был страх аннулирования результатов.
То же касается и учителей: при первой возможности большинство из нас стараются помочь ученикам списать те же ГИА. Вот и сидят «на стреме» во время экзамена, ожидая звонка из туалета в полной готовности подсказать ответ, или даже запираются целыми коллективами в аудиториях, чтобы потом перед запечатыванием экзаменационных ответов просмотреть их, исправить ошибки и хоть чуть улучшить общие результаты. И ведь это не в одном каком-то месте происходит – это происходит по всей стране.
Давайте разберемся, почему это происходит: такое ощущение, что кто-то заинтересован в культивировании этой абсурдной ситуации.
В психологии межличностных и внутриколлективных отношений есть один интересный феномен. Он называется «самоисполняющиеся пророчества», или «воплощающиеся предчувствия». То есть, если ты предположил низкие мотивы в своих партнерах по взаимодействию и общению, твои предположения, как правило, с неизбежностью осуществляются.
Представьте, какой-то человек или какая-то группа людей считает вас негодяем и мерзавцем. Как по отношению к ним вы будете себя вести? На самом деле все зависит от того, как вы сами относитесь к этим людям. Если вы их уважаете, то их негативное отношение будет вас ранить и заставит предпринять какие-то действия, чтобы оправдаться, показать, что на самом деле эти люди ошибаются, и вы не такой плохой, как они считают. Но!.. Так вы будете себя вести только в том случае, если мнение этих людей для вас действительно важно и дорого.
И совсем другая ситуация – если вы этих людей не уважаете или даже презираете. Мало того, что вы палец о палец не ударите, чтобы исправить их мнение о себе. Вы еще и постараетесь сделать нечто, чтобы подтвердить это негативное мнение о себе. Мол: «ах, ты и в правду считаешь меня уродом и мерзавцем – и молодец! И правильно считаешь – вот тебе в подтверждение!»
Вы поняли, к чему я клоню? Никто из нас – ни из учителей, ни из учеников, ни из родителей – не уважает свое государство. Подчеркиваю, не страну, не народ – а именно государство, которое во время экзаменов, олимпиад, ВПР-ов (всероссийских проверочных работ) выступает в качестве контролирующей организации в лице всяких проверяющих, начальников ППЭ (пункта проведения экзамена), представителей управлений образования и министерств.
Поэтому: «Как вы к нам, так и мы к вам. Вы считаете нас негодяями и мерзавцами. Очень хорошо. Мы так и будем себя вести – соответственно вашему мнению, ибо мы с вами по разные стороны баррикад. И что вам – смерть, то нам — хорошо».
Вот тебе и «самоисполняющееся пророчество»! Оно действительно исполняется каждый год, постоянно и многократно. Удивительно, но, похоже, сложившееся ненормальное положение вещей там, в правительственных сферах, многих устраивает. Ведь это же так приятно ощущать себя представителями недремлющей и справедливой Фемиды, стоящей на страже государственных интересов и карающей беспринципных, подленьких учителей и учеников.
И невдомек этим самозваным «карателям», что если мы, учителя, способны отличить государство от народа, прогнившую коррупционную государственную систему от страдающих от нее народных масс, беспринципных «опричников» от великой страны, на теле которой они паразитируют, то нашим ученикам такой «различающий» взгляд еще не свойственен. Они и будут считать всю Россию «дурдомом», в котором бессмысленно и даже смертельно опасно соблюдать элементарные правила нравственности и «быть честным».
Трудолюбие
Так — с честностью разобрались. Что у нас еще? А – «трудолюбивые»! Кроме того, чтобы быть честными, современные ученики, будущие граждане России, должны быть трудолюбивыми.
М-да, уж как старается по этому поводу так называемый «системно-деятельностный подход», провозглашаемый ФГОСами главным методом развития трудолюбия.
Подробнее его рассмотрение мы отложим, а пока скажем, что ничего современная школа так надежно и намертво не убивает как трудолюбие. Именно – как «любовь к труду». Причем, на всех уровнях школы.
Смотришь на изнывающих на уроках под бременем непосильных требований первоклассников и видишь, вот где закладывается эта ненависть к учебному труду как таковая. Дальше – больше. Нет ничего приятнее для учеников среднего звена, как оторваться «по полной» на каком-нибудь уроке, сорвать его или превратить в балаган, чтобы только уйти от этой сушащей мозги схоластической рутины. Ну, и наконец, когда старшеклассник каждый день или через день спешит после уроков к очередному репетитору, он тоже делает это отнюдь не от большой любви к труду. Просто впереди ОГЭ или ЕГЭ – вот и приходится запасаться терпением, грызя ненавистные предметы, долбя задачи и упражнения, и про себя проклиная учебу, учебный труд и все, что с ним связано.
С таким же успехом можно сказать, что рабам в древнем Риме или Египте прививали трудолюбие, насильно заставляя трудиться на своих хозяев. Только в нашей системе «хозяином» учебных рабов стало государство, именно оно загоняет их в рамки современной образовательной системы, обрекая на подневольный неэффективный труд, ибо труд из-под палки всегда был, есть и будет по определению неэффективным.
В самом деле, любить труд можно только в том случае, если в этом труде есть какой-то смысл или стимул. Бессмысленный труд – это всегда ужас и кошмар. Вспомните хотя бы миф о Сизифе, бессмысленно втаскивающим на гору тяжелый камень, который тут же с нее скатывается.
У нашего школьного учебного труда нет ни смысла, ни стимула. Все смыслы и стимулы, которыми он прикрывается, напоминают фиговые листочки, прикрывающие пустоту – отсутствие какого-либо оправданного самими учениками смысла.
Все – начиная от «чтобы мама похвалила», «чтобы понравиться учителю» и «чтобы получить пятерку» до «чтобы сдать ЕГЭ». Нет ни одного стимула, что был бы внутри самого труда, который оправдывал бы те немыслимые трудозатраты, что должны вынести современные ученики, чтобы соответствовать ФГОСам – государственным стандартам, которые государство непонятно, с какого потолка взяло и непонятно, с какой целью.
Естественно результатом такой ситуации будет не любовь к труду, а ненависть к нему. А те немногие дети, которым вдруг почему-то нравится писать сочинения, читать исторические произведения, решать задачи, находить интегралы и производные функций, на этом фоне выглядят скорее странными «извращенцами». Извращенцами потому, что за их интересом нет никакой внеучебной подкладки, культивируемой современной образовательной системой – типа как победить на олимпиаде и доказать, что ты «самый крутой» в своей умности. Странные, в самом деле, дети — им просто само по себе нравится учиться. В нынешней образовательной системе это кажется чем-то ненормальным и из ряда вон выходящим.
Сплоченность
Ну и последнее из рассматриваемых нами качеств, нужных гражданам России, – сплоченность.
И ведь именно события последних лет действительно выдвигают это качество на одно из первых мест. Мы с вами вступили в новую фазу конфронтации с Западом, по сути, это возрождение холодной войны: нас со всех сторон все плотнее обкладывают военными базами, гонят из международных организаций и душат санкциями. Нам как никогда нужна сейчас именно сплоченность. И народ перед лицом всех этих угроз действительно сплачивается. Только… не благодаря школе, а вопреки ей. Школа тут как раз делает все противоположное и действительно напоминает «иностранного агента», точнее, агента иностранных влияний, так как усиленно внедряет индивидуализм во все поры образовательного процесса.
Посмотрите: у нас же все основано на индивидуализме. Загляните на любой урок в начальной школе, и вы увидите тянущиеся руки (это в начальной школе, в средней и старшей уже руки не тянут, но суть та же) воспитанных школой индивидуалистов, которые переживают только за себя, и им плевать на всех своих товарищей-одноклассников. Мало того, нужно на их фоне выделиться, доказать, что «я умнее и лучше» и отметиться соответствующей оценкой в журнале.
Приходится только удивляться, как из наших школ, которые смело можно назвать «школами индивидуализма», или «школами эгоизма», выходят герои, погибающие за свою страну и своих боевых товарищей в Сирии.
Видимо, внутренний код российского народа, который основан на соборной духовности и коллективизме, не под силу сломить даже современной школе.
Кому же нужна такая школа?
Итак, современная школа точно не воспитывает (идем в обратной последовательности) сплоченных, трудолюбивых, честных и любящих свою страну учеников. Тогда нужна ли государству такая школа?
Но подождите, если «звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно». Если современная школа такая, какая она есть, то это тоже кому-то нужно. Кому же нужна такая школа?
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте предварительно ответим, а каких людей воспитывает современная школа, причем, по факту, а не по «нормативных документам», типа «Концепции духовно-нравственного воспитания», где очень много правильных слов, почему-то роковым образом не стремящихся воплощаться в дела.
Давайте скажем честно: современная школа вообще никого не стремится воспитывать. На это у нее просто нет времени, все уходит на натаскивание к ЕГЭ и рабское выполнение разного рода указаний сверху.
Но поскольку духовного вакуума не бывает в природе, процесс воспитания, пущенный на самотек, неизбежно будет течь в русле, уже прорытом современной образовательной системой. И давать свои результаты по факту.
И по этим фактам, хотим мы этого или не хотим, придется констатировать, что современная школа воспитывает эгоистичных, себялюбивых индивидуалистов, думающих только о себя, стремящихся в конкурентной борьбе доказать, что они лучше других и занять «теплое местечко» под солнцем. Таких бездуховных атеистических индивидуалистов, которым плевать на свою страну, плевать на такие понятие, как вера, долг, честь, совесть, которые жадно стремятся потреблять как можно материальных благ и которые при первой же возможности предадут свою страну и устремятся за более высоким заработком за рубеж. Фактически, это не здоровые клетки общественного организма, а «раковые клетки», пожирающие других и губящие собой весь организм.
И это не пустые слова. Приходилось читать исследования о желаниях и стремлениях выпускников наших школ. Если перевести все наукообразные выводы в сухой остаток – такая и получится картина.
Так кому же нужна такая школа, школа, которая по факту нацелена на таких, пораженных «раком» конкуренции, выпускников? Может, все это происходит не по злому умыслу, а по недоумию? Или все это тяжелое наследие предыдущих эпох (коммунизм, социализм, капитализм, либерализм), до сих по не преодоленных и влияющих на нашу сегодняшнюю жизнь? Или все-таки за современной образовательной политикой скрываются очень умные, но невидимые нам люди, которые как говорятся и «правят бал» в нашем школьном (да и не только школьном!) образовании?
Не будем сейчас отвечать на эти вопросы. А пока снова обратимся не к конспирологическим сценариям, а к фактам. И одним из таких бесспорных фактов является набирающая все большую силу тенденция у современных родителей – найти альтернативные способы воспитания и образования детей. Способы помимо школы. Зайдите на многочисленные родительские сайты – и вы в этом убедитесь.
Пока главным препятствием является конституционные и законодательные положения о всеобщем обязательном среднем образовании. Но ведь любой закон всегда при большом желании можно обойти. Одной из таких лазеек является возможность индивидуального обучения. Пока такая возможность обусловлена проблемами со здоровьем ребенка. Но ведь за поисками альтернативы школе тоже стоит забота о здоровье ребенка. Ведь это же факт, что за период обучения в школе здоровье большинства ее питомцев разрушается, и среди выпускников уже почти нет здоровых людей. Причем, разрушается не только физическое здоровье, но и душевное, психическое, точно так же под удар попадает и духовно-нравственное состояние учеников.
Если уж мы заговорили о здоровье, то уместно упомянуть и о здоровье учителей. Найти среди них здоровых людей еще труднее, чем среди учеников.
Врачи центра «Здоровье» при нашей школе рассказывали мне, что когда учителям в релаксационной комнате они предлагали просто полежать на мягком диване под тихую музыку и расслабиться, то некоторые из них через какое-то время со слезами на глазах вылетали обратно. Так буквально рвалось наружу все накопленное годами в их душах напряжение.
Постоянная униженность, задерганность, перегрузки, стрессы, моральное выгорание… Чуть только стоило ослабить внешний контроль – как все это начинало рваться наружу, грозя разорвать душу и взорваться как перегретый паровой котел.
Да, существующая образовательная система, несмотря на всю трескотню о «здоровьесберегающих» технологиях, в плане здоровья участников образовательного процесса, учеников и учителей, стала уже просто преступной. Она его целенаправленно разрушает. Поэтому так целенаправленно и продолжается поиск внешкольных альтернатив.
Еще одной такой альтернативой является возможность получения семейного образования. Сейчас для оформления этого способа обучения требуется разрешение от «вышестоящих органов». А одобрительное решение может быть принято в случаях, когда школьник регулярно меняет место проживания в связи с частыми переездами родителей. Или занимается каким-либо видом спорта и иной деятельностью профессионально и тоже часто бывает в разъездах на смотрах, соревнованиях, конкурсах. Или же еще вариант – имеет выдающиеся способности и усваивает школьную программу, опережая своих сверстников.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» с последними поправками туда внесенными, действительно есть возможность получения образования не только в образовательных организациях, но и в формах семейного воспитания. Но понятно, что осуществлять все это на практике могут себе позволить только хорошо обеспеченные родители.
Итак, для родителей с деньгами действительно открываются возможности внешкольного образования. Тут возможны и уже осуществляются различные комбинации. Кто-то отправляет своих детей учиться за границу. Простой вариант, но хлопотный в плане текущих и итоговых документов и грустный в плане расставания со своими чадами. Некоторые родители наряду с собственным преподаванием индивидуально нанимают своим детям учителей и преподавателей. Некоторые кооперируются по нескольку человек, но в любом случае это точно не школьные классы. Школа становится просто формальностью, где пока нужно отмечаться только для галочки и итоговых аттестаций.
Эта тенденция набирает обороты. Родители постоянно обмениваются этим опытом альтернативного обучения и формируют под него постоянно развивающуюся дальше юридическую базу.
Складывается ситуация, тревожная для любого государства. Это уже не просто расслоение учеников в зависимости от содержимого кошельков их родителей, это уже грозит распадом единого поля образовательного пространства России. Ведь это уже не просто какие-то платные элитные школы, это уже действительно альтернативное образование, к которому государство имеет мало отношения. Только в смысле проведения итоговых экзаменов и визирования итоговых корочек.
Казалось бы, об этом нужно срочно задуматься, но ощущение такое, что никому до этого нет дела. Важнее ввести астрономию в и без того перегруженное предметами расписание старшеклассников.
Ощущение такое, что государству даже выгодно часть учеников выпихнуть за рамки общего образовательного поля, ибо оно смотрит на школу, как на обременительную финансовую обузу, которую желательно по максимуму облегчить. Отсюда подспудное подталкивание школ к введению разного рода платных занятий вне определенного бесплатного минимума. Даже в хозяйственном плане все материальные расходы школы, в том числе и коммунальные, финансируются по минимуму, как будто финансы школы – это только это плата за свет, воду, отопление, электричество и прочая «коммуналка». А в школе помимо этого масса текущих расходов, если она действительно не хочет оставаться только «теплым сараем» для своих воспитанников. Разве не нужно хорошее и постоянно обновляющееся оборудование и инвентарь для спортзалов, актового зала, столовой, трудовых кабинетов, мастерских, помещений для кружковой работы, секций, летних лагерей и т.д. и т.п.?
Так что школы все равно негласно вынуждены собирать с учеников поборы в так называемый «фонд школы», несмотря на то, что это порождает вполне понятную коррупционную составляющую. Но ведь без этого не обойдешься, когда государство смотрит на тебя как заботливая мама, а как зловредная мачеха, пытающаяся сэкономить на неродных детях.
Не говорю уже об учительских зарплатах. Они от региона к региону разные, но в целом положение о том, что учительская зарплата должна соответствовать средней в промышленном секторе остается в большинстве случаев благим пожеланием. И учителя чаще всего не получают достойное вознаграждение за свой все усложняющийся труд, а сводят концы с концами. Отсюда и чудовищный гендерный перекос, когда в школах на десять женщин-учителей приходится в лучшем случае один мужчина.
В общем, вновь приходится повторить вопрос, вынесенный в заголовок главы: так ли нужна государству школа. Не пора ли ответить на этот вопрос честно, без ни к чему не обязывающих общих слов, лицемерных бессодержательных прикрытий и лукавых сентенций?