Универ с доставкой в школу
![](https://etalon-it.bigcdn.ru/wp-content/uploads/2020/08/univer-s-dostavkoj-v-shkolu-5ca1f16-780x470.jpg)
Преподаватель университета — человек с высоким социальным статусом. У него есть лекции, семинары, собственная научная работа и, как правило, время на отдых. Зачем преподаватели университетов добровольно идут работать в школы, как им удается расположить к себе детей и почему они не завидуют своим коллегам — школьным учителям?
Людмила Буднева — преподаватель, которого знают все студенты-гуманитарии в Новосибирском госуниверситете. Она увлекательно читает лекции по античной литературе, цитирует самые удивительные высказывания студентов в соцсетях, известна своей строгостью на экзаменах и одновременно — уважительным и доброжелательным отношением ко всем студентам. Параллельно с активной университетской жизнью Людмила Викторовна учит русскому языку и литературе учеников обычной школы.
«Мы учим детей думать»
Традиция учить школьников у вузовских преподавателей в новосибирском Академгородке появилась давно: изначально основатели научного центра именно так, передавая собственные знания, хотели вырастить поколения будущих ученых.
Главная сложность для вузовских преподавателей при работе в школе, по словам Людмилы Будневой, заключается в том, что им может не хватать знаний методик преподавания. Между студентом и школьником есть большая психологическая разница, и постоянно помнить об этом нелегко. Свою задачу университетские преподаватели видят в том, чтобы научить детей думать. «Мы стараемся учить их думать еще в школе, развиваем природное любопытство и дерзость поиска, которые так полезны современным ученым и не только им», – объясняет она.
Отношение к уроку зависит от учителя
Залог успеха учителя — увлеченность своим делом, постоянное самосовершенствование и искренность. «Я стараюсь показать своим ученикам, как размышляю сама, как сомневаюсь, ведь готовых ответов в гуманитарных науках нет. Я люблю, когда мне задают вопросы, и не боюсь признать, если чего-то не знаю», – говорит она.
Чтобы урок был интересным, учителю, по ее словам, надо самому оставаться живым человеком. Ни высокомерие, ни убежденность в исключительной важности собственного предмета тут не помогут. «Чтобы дети тебе хоть немного поверили, надо показать, зачем вообще изучать твой предмет, как им это пригодится в жизни», – приводит пример Людмила Буднева. Отношение к учебной дисциплине в школе на 90% зависит от учителя, убеждена она.
Выпускники, учившиеся у Людмилы Будневой, рассказывая о ее уроках, первым делом вспоминают непринужденную и дружелюбную атмосферу в классе, потом уже добавляют, что спрашивали с них при этом по всей строгости. «Помню, часто приходилось долго готовиться к занятию, но я всегда ждала его с большим нетерпением», – вспоминает выпускница Софья Зверева. Другая выпускница Анна Викторенко добавляет: «На эти уроки всегда хотелось вернуться еще раз».
Между тем, порой в класс не хотели возвращаться даже преподаватели. Анна Викторенко вспоминает, что от ее класса в свое время отказались пять учителей литературы и русского языка. Людмила Викторовна оказалась первым человеком, которому удалось найти общий язык с самоуверенными и беспокойными подростками.
![](/wp-content/uploads/2020/08/univer-s-dostavkoj-v-shkolu-bce9dfd.jpg)
Уход от стандартов
Урок — очень стандартизованная вещь. Именно предсказуемость действий заставляет школьника скучать. Людмила Буднева готова нарушить привычный порядок вещей, если чувствует живой интерес учеников.
Периодически преподаватель заставляет школьников выйти из «зоны комфорта», работая в группах. Одна из целей – научиться быть в команде с самыми разными людьми. Студентка НГУ Софья Зверева окончила школу в прошлом году и с удовольствием воспоминает, как проходили такие уроки. «Как-то, когда мы анализировали «Войну и мир», Людмила Викторовна попросила разбиться на группы и раздала каждому роли, которые нужно было сыграть. Самым запоминающимся был парень, пародирующий Наташу Ростову», – рассказывает она.
Выставляя оценки за урок, Людмила Викторовна подчеркивает, что «двойки» и «пятерки» – это исключительно оценка знаний, но не личности ученика. «Я хочу убедить своих учеников, что их оценки по моим предметам не равняются оценке их как людей. Если ты не прочитал «Войну и мир», это не значит, что я не буду тебя любить и уважать», — объясняет она.
Нарисуем ухожора
Одним из оригинальных способов донести информацию для Людмилы Будневой неожиданно стало рисование. Неожиданно, потому что, по ее собственным словам, в этом виде искусства она «осталась на уровне детского сада». «Я много рисую на уроках: схемы, ассоциации. Цель – показать, как рождается моя мысль, раскрепостить сознание учеников, продемонстрировать, что нестрашно ошибиться или быть смешным», – объясняет она важность подобной творческой визуализации.
Анна Викторенко вспоминает, что картинки на доске действительно выглядели довольно забавно: так, однажды Людмила Викторовна хотела нарисовать ежа, но получилось «что-то среднее между собакой и жирафом». Один такой рисунок с доски как-то попал в социальные сети. Во время урока школьники вспоминали, как пишется слово «ухажёр». У кого-то оно получилось с двумя ошибками. Пришлось преподавателю для наглядности нарисовать на доске, как выглядит этот самый «ухожор».
![](/wp-content/uploads/2020/08/univer-s-dostavkoj-v-shkolu-5f60b3c.jpg)
Ученики признаются, что даже после школы, избавившись от тетрадей по всем предметам, тетради по литературе выбросить так и не смогли — там остались рисунки, которые они делали на уроках вместе с учителем.
«Я вам лайк поставил, а вы мне двойку!»
В свободное от уроков время Людмила Викторовна уверенно завоевывает подписчиков во «ВКонтакте» и Instagram. Среди ее активных читателей и комментаторов много школьников и выпускников, которых она учила. По словам преподавателя, общение в соцсетях — это самый оперативный способ связи. «Конечно, мне приходится следить за тем, что я выкладываю: на моих страницах нет политики, религии и ничего фривольного», — говорит она.
На отношениях с учениками в классе общение в онлайне никак не отражается. Если школьник не выучил урок, то поставленный накануне «лайк» точно не спасет его от «двойки».
Социальные сети помогают поддерживать дружеские отношения с выпускниками, многие из которых после школы уезжают из Новосибирска. Анна Викторенко сейчас учится в МФТИ и общается со своей школьной учительницей преимущественно в онлайне. «Иногда я пишу Людмиле Викторовне, но больше я люблю читать ее блог в ВК. Людмила Викторовна — очень интересный человек с необычной жизнью», — говорит Анна.
А еще это человек, совершенно не схожий со стандартным образом школьного учителя. «Когда разговариваешь с ней, ощущаешь себя равным ей, что редко бывает с учителями. Она никогда не показывала что она умнее нас, но мы все это знали», — добавляет Анна Викторенко.
«Школьные учителя в моем понимании абсолютно другие. Для меня Людмила Викторовна гораздо больше хороший друг, чем учитель или преподаватель», — соглашается Софья Зверева и признается, что уже в университете начала ходить к ней на спецкурс, хотя и учится на медицинском отделении. «Людмила Викторовна научила меня многому: умению ждать, свободно рассуждать, прислушиваться к себе и анализировать поступки, просто думать обо всем вокруг», — делится студентка.
Сбежала бы через месяц
Людмила Буднева признается, что школьники сами ее нередко удивляют и радуют своим неравнодушием, остроумием, творческим подходом. «Ученики постоянно задают неожиданные вопросы, позволяют взглянуть на хорошо, казалось бы, известные произведения по-новому», — говорит она.
Во многом сохранять такой позитивный настрой ей помогает щадящий рабочий график. «Мне проще работать в школе, чем обычным учителям, потому что у меня маленькая нагрузка, 10 часов. Я не успеваю сильно уставать», — делится она. Как преподавателя-совместителя ее не привлекают к внеучебной деятельности, а отчеты нужно писать раз в полугодие. На общих основаниях требуется только проходить аттестацию. «Поэтому у меня больше пространства для творчества, больше времени на восстановление. Нормальные учителя об этом могут только мечтать. Если бы я была загружена, как обыкновенный учитель, я бы не выдержала и месяца», — не скрывает Людмила Буднева.
Вузовские преподаватели умеют получать удовольствие от работы с детьми, и это удовольствие к тому же взаимное. Многие обычные школьные учителя могут лишь мечтать о таком графике и таких взаимоотношениях с учениками в перерывах между заполнениями отчетов. Между тем, хороший учитель — это не тот, кто правильно и вовремя заполняет бумаги, а тот, с кем школьники могут выучить любой, даже самый скучный предмет, и остаться друзьями. И таких учителей, в общем-то, много, просто им не хватает самой элементарной вещи — времени.