Учителя-пенсионеры. Прямая речь
Мы поговорили с учителями пенсионного возраста о том, как им работается, почему не воспользовались правом отправиться на отдых, и как они относятся к предлагаемой пенсионной реформе.
Не каждый выдюжит работать в школе до 63 лет
Ирина Кирилловна, учитель биологии, 60 лет: «Когда мне исполнилось 55, и я оформила пенсию, у меня даже мысли не было уходить из школы. Решила, что пока силы есть, здоровье позволяет, — буду работать. Дома сидеть скучно, на путешествия нет денег, внуки живут далеко, так что смысл моей жизни только в моей работе. И, конечно, пенсия вдобавок к зарплате – это хорошо. И это не подачка, я ее сама заработала за столько-то лет. Считаю справедливым: сначала я почти 40 лет с каждой своей зарплаты платила в пенсионный фонд, теперь он мне платит. На одну зарплату тоже, конечно, бы прожила, но пришлось бы тогда в школе брать часов побольше, а это в моем возрасте уже тяжело. Если Путин подпишет эту реформу, буду очень сочувствовать коллегам, которым сейчас еще не исполнилось 55. Не каждый выдюжит работать в школе до 63 лет».
Два года я еще проработаю
Татьяна Григорьевна, учитель русского языка и литературы, 58 лет: «Я для себя решила, что уйду на пенсию в 60. Потому что уже реально тяжело работать. Сложнее всего учиться новому. В этом году меня отправили на курсы тьюторов, да не только меня, всех в нашей школе. Ездили весь год раз в неделю на лекции, а дома контрольные выполняли. И у меня реально мозги с трудом скрипели. Воспринимать большой массив новой информации тяжело, удерживать на ней внимание в течение всей лекции тяжело, да и контрольные эти непросто давались. Я от этой учебы уставала сильнее, чем от работы. И понимаю, что это не последние курсы в моей жизни, еще отправят. Ну и здоровье, конечно, подводит. Любой мало-мальский стресс – и давление вверх. А стрессов в нашей работе много. Мне еще 60 нет, а я уже живу на таблетках. Ну, положим, два года я еще проработаю, а вот если бы пришлось до 63 – не знаю, не уверена, что хватило бы сил и здоровья».
Правительству виднее, как правильно тратить деньги
Ирина Игоревна, учитель английского языка, 62 года: «Отчасти я эту реформу поддерживаю. Потому что это действительно нелепо – записывать в пенсионеры женщин в возрасте 55 лет. Это вполне нормальный возраст: силы, здоровье, энтузиазм, горящие глаза еще есть, можно трудиться с полной отдачей. Мне уже 62, но я не чувствую себя пенсионеркой, на покой пока не пора. Правительству виднее, как правильно тратить деньги. Если на пенсии сейчас не хватает, — не страшно, сдюжим. Русские люди двужильные. Я считаю, что не наше это дело – оценивать решения властей, мы всей полнотой информации не обладаем. Если они принимают такие законы, значит, они придуманы не на пустом месте, значит, основания есть именно такие решения принимать. А наше дело – принять к сведению и стараться на своем месте».
В этом-то и цель – выжать каждого досуха и на свалку
Анна Дмитриевна, учитель истории, 60 лет: «Я готова работать, я вполне способна это делать. Начисляемая пенсия позволяет брать посильную нагрузку в школе, потому что 30 часов меня бы просто убили. А до пенсии было и 30, и больше часов. Если бы в нашей стране зарплаты были бы нормальными, а не копеечными, то поднятие пенсионного возраста многие бы приветствовали. Но с нашими зарплатами тянуть лямку до 63 лет – это просто немыслимо. И тогда уже непонятно, куда отправляться в 63 года – на пенсию или сразу на кладбище. Больше всего возмущает, что эту реформу одобряют депутаты, которые установили себе зарплату в полмиллиона, и пенсии у них тоже будут не чета нашим. Моей сестре сейчас 46 лет, она на фабрике работает. Ноги, как колоды, от стоячей работы. Астму еще заработала. И что? Ей придется еще 17 лет вкалывать до пенсии? Да она просто не доживет. Видимо, в этом-то и цель – выжать каждого досуха и на свалку. А сэкономленные триллионы растащить по карманам».
Я устала
Ольга Николаевна, учитель математики, 58 лет: «Я не чувствую себя пожилым человеком, пенсионеркой. Но, если бы пенсия была бы хотя бы в 3 раза больше, я бы ушла из школы. Я устала. Проработала 36 лет, а это немало. Никогда не халтурила, выкладывалась, и вот – устала. Я больше не спешу на работу по утрам, я не скучаю по школе во время отпуска, и нашего долгого отпуска мне не хватает, чтобы восстановиться. Я стала равнодушным, апатичным учителем. А может быть, уже и не учителем, а урокодавателем. Я не очень верю в то, что в нашей профессии можно сохранять задор, энтузиазм и азарт в течение 40 и больше лет. Наша профессия нас изматывает. Да, можно, наверное, работать в школе до 63 лет, но нужны ли такие, уставшие и погасшие учителя? Среди моих коллег есть учителя, которые старше меня, у них ровно та же проблема: работают по накатанной, ничего не хотят, ни к чему не стремятся, воспринимают работу, как обузу, которую необходимо нести ради заработка».