Учитель: минусы и плюсы профессии, борьба с выгоранием

Обратная сторона учительской профессии

«Статус».

«Раньше я учила детей, а сейчас оказываю услуги».

«Если дети не признают тебя учителем и как человека».

«Для меня самое худшее — отсутствие уважения и сочувствия к труду учителя. Учителя формируют будущее страны. Унижение учителя низкими зарплатами, недоверие неоправданным контролем — самое худшее, что можно себе представить в культуре. В каком положении учитель — в таком положении страна».

«Низкий уровень оснащения кабинетов оргтехникой — приходится для работы распечатывать тесты, проверочные работы за свой счёт, а это в течение года выливается в огромные суммы. Бумага для тестов тоже за свой счёт, распечатка анкет, технологических карт урока и т.д.»

«Трудно объяснить родителям, что проблемы их детей в учебе никогда не пройдут самостоятельно, даже если учитель прилагает все свои усилия. Нужна помощь семьи, а иногда и специалистов».

«Учитель никак не защищён. Получается, что у учителя есть только обязанности, а прав нет».

«Безысходность и горькая доля, когда с возрастом наступает понимание, что после ухода на пенсию тебя забывают твои коллеги, с которыми ты бок о бок проработал многие годы и часто поддерживал в трудных жизненных ситуациях. Еще угнетает неблагодарное отношение руководства к простому учителю».

«И отсутствие уважения, со стороны родителей, а потом и со стороны учеников. Излишняя бюрократия. Отсутствие на данный момент понимания, что успешным ученик может стать, только если будет тесная взаимосвязь учителя, родителей, а если нужно и дополнительных специалистов в области здоровья и развития. Чудес не бывает, всем нужно трудиться и приучать к этому детей».

«Кто придумал аттестацию для учителя? Так унижать учителя нельзя!»

Я задала этот же вопрос лично знакомым мне учителям. Они не только упомянули те недостатки педагогического труда, которые перечислены выше, но и добавили еще:

«Армейские правила, по которым приказы не обсуждаются, а выполняются. Даже самые безумные и нелепые, а то и просто вредные. Учителя должны беспрекословно подчиняться директору, директор не смеет рот открыть при чиновниках, те тоже перед своим начальством стоят по стойке «смирно». А страдают дети и наше общее дело».

«Много лишней работы, которая к профессии не имеет отношения: то на выборах работаем, а потом с недосыпом на уроки, то на митинг нас гонят, то на какой-нибудь встрече с главой управы мы собой зал заполняем, то еще куда засунут. И чувствуешь себя не человечком, а так, человечишкой. Ну и какой после этого из меня учитель?»

«Самое плохое в моей работе – отсутствие возможностей влиять на учеников. Отчислять нельзя, на второй год оставлять не принято, даже двойку в году поставить не моги – директор заругает. Про то, чтобы наорать или дать подзатыльник, — вообще заговаривать бесполезно. А они тоже это знают и этим пользуются». 

«Бич каждого учителя – профдеформация. Мы даже не замечаем, как превращаемся в «училок» и на автомате поправляем родных, друзей, знакомых, когда они допускают ошибку в речи или на письме. Мы всегда знаем, как правильно, и всегда всех учим. Дети-то привычные, терпят, а вот взрослые начинают от нас шарахаться».

Вот так выглядит обратная сторона работы учителя. Но в Советах зашла речь и о преимуществах профессии. 

Стоит ли идти в учителя?

К нашим экспертам обратилась выпускница этого года: «Я учусь в 11 классе. Когда я говорю, что хочу в пед, мне делают круглые глаза. Некоторые выражаются прямо, тупая что ли? А вы посоветовали бы мне пойти в педагоги?»

Члены нашего сообщества дали несколько разумных советов:
«Конечно, если есть желание. Слушайте свое сердце, оно подскажет правильный ответ».

«Чтобы выбрать профессию, надо спросить себя: "А чем бы я хотела заниматься 24 часа? Что мне не надоест? От чего я получаю удовольствие?" В работе учителя (как и в любой другой) есть свои плюсы и минусы. Небольшая (гарантированная) зарплата, но большой летний отдых, много отчетности, но живое общение с детьми, сложности новых требований к профессии, но непрерывный внутренний рост учителя… Что будет важно для Вас? С чем вы согласитесь мириться? Это и определит Ваш выбор».

«Если у Вас есть склонности и желания к этому, то тогда — ДА.
А если их нет, то тогда — НЕТ.
Никого не слушайте, а думайте и решайте сами. Это Ваша жизнь. Но и с родителями поговорить не забудьте».

«Есть такое понятие "призвание",  звучит,  может быть, и старомодно. Вам нравится "возиться" с детьми? Вы общительный человек? Вы оптимист? Вам не хочется уходить из школы? Вы учитесь хорошо? Тогда удачи!»

«Стоит! Это хорошая профессия, одна из самых нужных. Будете делать благородное дело, за которое не будет стыдно!»

«Прежде чем делать окончательный выбор, советую прочитать несколько книг об учительской профессии. Первая книга — роман В.Тендрякова "За бегущим днем". Остальные скажу после. Приятного чтения».

«Как-то уже давно я встретил на улице взрослую дочку своей одноклассницы. Спросил её: "Как дела, где учишься?" Она отвечает: "В педухе". Я не сразу понял, переспросил. Оказалось, что это пединститут.

Выбор девочки меня не удивил (её мама — школьный учитель). Но тогда я чётко уловил, что педагогика — не для неё. В итоге так и вышло.

Ваше "хочу в пед" мне не понятно. Для меня это не больше, чем просто временная хотелка. Чем спрашивать советов, лучше определиться, — оно Вам зачем? Это Ваше или нет?

Поступая в университет, изучая там педагогику, я и не помышлял работать в школе. Два месяца вузовской практики в школе и месяц вынужденного школьного учительства в армии заставили меня выбрать педагогику.

Мне никогда не нравилась наша школа. Но только "встав к доске", я увидел и понял, почему. Я пришёл в школу, чтобы поменять её и сделать настоящей.

А зачем Вы собираетесь в "пед"?»

«Если Ваше желание поступить в пединститут вызвано не желанием шокировать близких и увидеть их круглые глаза, а Вы действительно хотите учить детей и работать в школе, то следуйте своему желанию. В любом случае, я так в свое время и сделала и нисколько об этом не жалею. Работаю в школе уже 24 года. Дерзайте, пробуйте! Если в какой-то момент поймете, что это не Ваше, то всегда можно поменять профессию. Отрицательный опыт — тоже опыт. Слушайте только себя. Послушайте аргументы всех советующих, но решение принимайте ТОЛЬКО САМИ, чтобы потом никого не винить за свои ошибки».

«Если вы чувствуете и знаете — что можете и хотите работать с детьми, сделайте это! Только попробовав — вы поймете ваше это или нет!»

«Быть педагогом трудно, я бы сказала очень трудно. Постоянно меняются требования к качеству образования, нововведения, критерии оценки. При этом необходимо быть в всегда в тонусе, постоянно усовершенствоваться, иметь мощное терпение и учиться УВАЖАТЬ детей. Прежде чем втянуться во все это, советую ХОРОШО подумать…»

«Если желание есть — конечно. Вариантов множество на педагогическом поприще, можно выбрать для себя подходящий. Очень рекомендую присмотреться к логопедическому направлению. Востребованно, актуально, вариативно. Выучившись, приобретаешь умение помогать детям, как в стенах госучреждений, так и в свободном плавании».

«Да отличная работа».

Справиться с эмоциональным выгоранием

Но даже от самой отличной работы можно устать. И учителя устают чаще, чем представители иных профессий. А иногда устают настолько, что работать получается только через силу, со стиснутыми зубами. Психологи называют это состояние выгоранием. В Советах наши педагоги делились своими методами борьбы с этой напастью.

«Для того что бы снять эмоциональное выгорание и помочь себе, вы можете:
— Сменить обстановку(поездка куда-нибудь).
— Сходить в кино.
— Отдохнуть с друзьями.
— Взять отпуск.
— Заняться любим делом».

«Чтобы снять напряжение, советую посетить мастер-классы по рукоделию, обучающие вебинары, после них хочется что-то новое применить в работе, поднимает интерес».

«Посещаю психологические тренинги, очень помогает».

«Нужно просто любить свою работу и людей со всеми их достоинствами и недостатками, а на занятиях использовать новые педтехнологии: деловая игра, симуляционное обучение, сотрудничество с обучающимися, и тогда будет интересно и вам, и детям и никакого профессионального выгорания. Я в профессии 42 года и по-прежнему с удовольствием иду на работу!»

«Самообразование, посещение театров и кино. Прогулки на свежем воздухе. Любить детей, уважать в них личности — не зацикливаться на проблемах — не выгорите!!!»

«Ещё Сухомлинский сказал, что успешность педагога определяется количеством свободного времени. Чтобы не было выгорания, нужно это время провести качественно, ни в коем случае не на диване, наедине со своими мыслями! Здесь все способы хороши! Но главное, по-моему, нужно занять себя тем, что очень нравится! Прогулки, чтение хорошей книги, рукоделие, посещение культурных мероприятий, занятия спортом, йогой и др. Ну и, конечно же, общение с позитивно настроенными, интересными людьми!»

«Мнение школьного психолога — "снять халатик" (вне работы не думать о работе, не таскать работу домой); мнение доктора — пошла утром на работу, глицин под язык, и жизнь налаживается; мнение мое — брать поменьше нагрузки и не выполнять чужую работу».

«Обязательно приведите себя в порядок. Это отдых, релаксация, заняться любимым занятием. И распорядок дня. Сон поможет восстановить силы».

«У любви выгорания не бывает, усталость снимает классическая музыка, живопись и путешествия, прогулки, наслаждения в доступной форме: чтение, плавание и др. Замечательно расслабляет встреча с друзьями в непривычной обстановке. Выгорать можно только от бюрократизма и глупости, но и их надо воспринимать философски».

«Для того, чтобы справиться с синдромом выгорания на работе используйте следующие приемы:
1) обратите внимание на домашнюю обстановку, может нужно что-то изменить (мелкий ремонт, перестановка мебели, разведение оригинальных комнатных растений и т.д.)
2) Хорошо отвлекает от напряжения шитье (иду в магазин тканей, выбираю что нравится, и сама шью комплект постельного белья, юбку или платье).
3) Можно с помощью информации в интернете научиться готовить какое-либо блюдо, которое хотелось бы попробовать и устроить семье обед или ужин.
4) Заведите собаку, кошку или аквариумных рыбок. Заботы о питомцах отвлекают от проблем на работе…»

«Выгорание проявляется не только в усталости и апатии, но и появлении равнодушия к людям, в частности к детям. С профессиональной точки зрения это недопустимо. Для меня хорошее средство — фильмы. Но качественные, с жизненными уроками. Когда их смотришь, сопереживая героям, то расширяешь свой взгляд на людей. Появляются новые ракурсы, расширяется сознание. 
Собираясь на работу, включаю в качестве фона медитативную музыку. Она дает спокойствие и умиротворение. Хорошо бы овладеть техниками медитации.
А еще можно время от времени использовать детскую игрушку калейдоскоп. Когда перед глазами цветные стеклышки складываются в узоры, то на какое-то время превращаешься в ребенка. Хорошее ощущение».

Мои друзья-учителя тоже дали советы по борьбе с выгоранием:

«Выгорание наступает, в первую очередь, от стрессов. У учителей они постоянно. Психика наша с ними не справляется. Несколько лет назад я нашла способ легче и быстрее переживать любой стресс: я иду в туалет и там расческой расчесываю волосы, закрыв глаза. Проведешь расческой по волосам сто раз – чувствуешь, что нервы в норме, от стресса и следа не осталось».

«Стараюсь гулять каждый день. Очень помогает снять усталость, переключиться. Главное – во время прогулки не думать о работе, а внимательно смотреть по сторонам, замечая всякие мелочи. Если привыкнуть каждый вечер гулять, хотя бы полчаса, по утрам просыпаешься в хорошем настроении, в нем же идешь на работу».

«Чтобы не забывать о том, что я – неплохой учитель, общаюсь в социальных сетях со своими бывшими учениками. Когда узнаешь, что вот Вова стал архитектором, а Петя – врачом, что у них семьи, дети, все хорошо, то как-то осознаешь смысл и пользу своей работы, появляется желание жить и работать дальше».

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть