Возможно ли в школе обучение без воспитания
Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая
Должен ли учитель прививать детям общечеловеческие ценности, или его единственная задача — научить своему предмету? Над этим вопросом размышляет Анна Литягина, автор Дзен-канала «Записки счастливого учителя» и книги «Записки Марьванны Указкиной, или Пособие для начинающих педагогов».
На моем профессиональном веку воспитание из школы никуда не уходило. Составляешь конспект урока, пишешь задачи: образовательные, развивающие и воспитательные. Триединство. Ведешь урок и одновременно воспитываешь детей — и материалом урока, и манерой общения с детьми, и своим внешним видом, и отношением к поведению, и требованием порядка в голове, на парте, в тетрадях и т. д.
Перемена — опять воспитываешь: как себя вести в коридоре, как общаться с одноклассниками, как проситься в игру, почему не надо бежать по лестнице, зачем надо нажимать на кнопку бачка в туалете и мыть потом руки и т. п.
Ведешь в столовую — и тут воспитываешь: вымыть руки, вытереть салфеткой, сесть за стол; не хватать, выбирая, все подряд яблоки или куски хлеба; подвинуться на скамейке, дав место товарищу; не говорить с набитым ртом, отнести свою чашку и тарелку (сейчас и это запретили!).
В раздевалке — воспитываешь, на прогулке — воспитываешь, в экскурсионном автобусе — воспитываешь, в музее-театре — воспитываешь. После драки, после обиды, после «раскаляканной» чужой тетрадки и сломанного чужого карандаша — воспитываешь.
Мероприятий воспитательных всегда в школе не счесть (знаю, сама была завучем по воспитательной работе и организатором одновременно): концерты ко всем датам, спектакли, конкурсы. Поэтому нельзя сказать, что из школы ушло воспитание. Школьная среда и общение с людьми (учителями и одноклассниками) все равно так или иначе воспитывают ребенка! Нельзя быть в обществе свободным от него.
Просто в какой-то момент ушел (сократился) родительский запрос.
В последние годы мне кажется, что из-за некоторых родительских требований и их же одновременных запретов наш учитель находится в положении героя Георгия Вицина из «Кавказской пленницы», которого крепко держат за руки Никулин и Моргунов. Ни сбежать, ни увернуться — все равно раздавят.
Про что я, собственно? А про ситуацию «воспитывать детей нельзя не воспитывать».
Наблюдаю, что родители разделились на три группы.
Первая, самая многочисленная — родители традиционных взглядов: сами воспитывают детей и от школы требуют того же. При этом требования и ценности совпадают. С детьми таких родителей легко работать.
Вторая группа — родители, «скинувшие» воспитание на школу: «Мы вам родили, воспитывайте! А мы работаем, кормим и одеваем ребенка». С детьми этих родителей работать трудно, но можно. Результата положительного добьешься. Но многое зависит от воли самого ребенка.
Третья группа — родители, категорически запрещающие воспитывать их детей. Они либо и сами не затрудняют себя воспитанием, либо воспитывают детей вразрез с общепринятыми ценностями, которым все-таки следует школа. Вот с их детьми работать спокойно практически невозможно. Дети своим поведением доставляют массу проблем одноклассникам и учителям, а главное, самим себе. Воздействию чаще всего не поддаются. К сожалению, группа таких родителей растет. Я тоже недавно столкнулась с ними в своей работе. Нахожусь, мягко говоря, в недоумении.
Разговор с папой.
— Ваш сын бил лежачего одноклассника ногами, из-за того, что тот взял и переложил портфель вашего сына на другое место.
— Правильно, нечего трогать чужое имущество.
— По-вашему, ответ вашего сына адекватен поступку одноклассника? Бить лежачего — нормально? Если ты такой боец — бейся честно, дай встать человеку.
— Пусть дерется, он же мальчик.
— А если он нанесет травму другому ребенку?
— Не нанес же. Вы, Марьванна — динозавр какой-то. Все учите ценностям прошлых веков. Не бей лежачего, будь добрым. Сейчас все не так, эти ваши устаревшие ценности никому не нужны. Замечаний ребенку делать не буду.
Я в шоке. Желание у меня в таких случаях возникает одно — попросить уйти из моего класса, поскольку я, как учитель и классный руководитель, ничего не смогу дать этому ребенку. Настолько мы не совпадаем в жизненных ценностях. А еще хочется уходить домой с работы без приключений. Потому что в случае чего меня накажут, а не такого папу.
Если ребенка бьют, обзывают одноклассники, их учитель, похоже, должен сказать: «Мне пофиг, я тут совершенно посторонний, пусть бьют. Мое дело „дважды два“ научить считать и „корову“ через „о“ писать. А то вдруг мама драчуна на замечание обидится». Так что ли?
Или я и вправду — «динозавр»? Надо быть современнее и «забить» на все ценности человеческие? Работать-то как с детьми?