Вальдорфская школа в Базеле: какой я ее увидела
Наверное, это просто счастливое совпадение: в год столетнего юбилея системы Рудольфа Штайнера нам удалось побывать в вальдорфской школе в Базеле. Первая вальдорфская школа открылась в Швейцарии в 1926 году, в ней было 3 класса и 30 учеников. Образовательному комплексу Бирсфелден, который мы посетили, 90 лет. На сегодняшний день комплекс включает 6 детских садов, 2 игровые группы, 25 классов школы (с 1 по 13 класс). В комплексе обучаются 700 детей, работает 126 сотрудников и учителей. Французский и английский языки преподаются с первого класса. 10-12-е классы представляют собой интегрированную среднюю школу, по окончании которой можно получить сертификат IMS B и IMS F. Степень IMS B открывает возможности для поступления на профессиональное обучение, а IMS F открывает путь в университеты прикладных наук.
В 2016 году открылся 13 класс, который готовит студентов к экзаменам на получение степени бакалавра.
Каждое утро здесь начинается с песни или декламации стихов. Неважно, какой урок – физики, музыки или математики, «распевку» проводит учитель. Это ритуал и настрой на день. Духовности и воспитанию свободной личности в школе уделяется особое внимание – как нам объяснили, учителя не «давят» детей, а «тянут» и готовят к жизни.
Урок музыки
Он был просто потрясным. Кабинет музыки очень удобный, с хорошим инструментом и акустикой. Учитель за инструментом видит всех детей, помогает им иногда взглядом, иногда жестом. Но они и сами знают, что делать. 6 класс — трудный возраст. Но как поют! Чисто. Идеальный унисон. Хорошее двуголосие. Слышат друг друга. Слышат учителя. Немножко стесняются, кто-то еле открывает рот, кто-то отвернулся. Но поют. Очень хорошо поют, шикарная артикуляция, динамика, кульминация, окончания фраз – все естественно, легко, без натуги.
В первый же день после приезда я посмотрела фильм «Les Choristes» («Дети месье Матье») — песня, которую исполняли ребята, была «Vois Sur Ton Chemin» («Разгляди на своём пути»):
«Разгляди на своём пути
Забытых сорванцов,
Протяни им руку,
Чтобы направить их
В другое будущее…»
В мае 6 «b» представит песни из «Les Choristes» на суд зрителей.
В коридоре лежали и стояли футляры с инструментами, готовые к репетиции оркестра, вероятно во второй половине дня, когда начинаются занятия дополнительного образования. Основной принцип дополнительного образования – не столько образование, сколько подготовка к жизни. И никто из детей не ставит вопрос так: «Зачем мне ваша музыка? Она мне в жизни не пригодится». Петь, музицировать, слушать музыку в дальнейшей жизни так же естественно необходимо, как дышать. Далеко не все выпускники школы становятся профессионалами, но они любят петь и поют в любительских хорах, владеют несколькими музыкальными инструментами и играют в любительских оркестрах, музицируют дома, разбираются в музыке разных эпох и посещают концерты.
Посмотрела афишу на сайте школы — заключительный концерт оркестра 9-12 классов прозвучит 30 апреля.
Урок информатики
Учитель в классе уже надевал куртку и снимал листы с математическими расчетами с доски, когда мы заглянули в класс. Он только что помог ребятам рассчитать коды для электронных весов.
Теперь они перешли в класс информатики, чтобы по расчетам составить программу.
Со стороны казалось, что это не урок, а некий бесформенный и неконтролируемый процесс. На самом деле – высочайшая форма организации урока, когда учителя не видно среди учеников, но в нужный момент он всплывает, регулирует и направляет. И снова исчезает, чтобы вновь появиться.
Театральный урок
Каждый восьмой класс завершает театральный проект, который они репетируют в течение четырех недель. Это не только работа в художественном смысле. Работа над спектаклем несет в себе еще социальную задачу: ученики играют роль, но они должны учиться работать вместе и вне сцены. В процессе работы над спектаклем они узнают много нового лично о себе, как сильные свои стороны, так и слабые.
Репетиция спектакля — полное впечатление хаоса, происходящего в зале. Кто-то декламирует что-то на сцене, кто-то ходит по залу. Фигура учителя возвышается не трибуне, он что-то говорит и такое ощущение, что его никто не слушает. Спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи 12 «b» класс покажет в конце апреля. «Мир- это сумасшедший дом, а вот и его штаб-квартира», так представлен спектакль на рекламке.
На уроки эвритмии мы не попали. Но они в школе есть. Достижение уравновешенности, гармоничности осуществляется через занятия, соединяющие в себе музыку, пантомиму и поэтическую речь.
Школьные правила
Привлек внимание пункт о контроле пропусков занятий без уважительной причины: три неоправданных опоздания на уроки соответствуют неоправданному отсутствию. Три или более неоправданных пропусков могут служить причиной для расторжения договора со школой. Точные подробности контроля отсутствия и опоздания прописаны отдельно «для всех лиц, вовлеченных в школьное сообщество в одинаковой степени».
Среди детей школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных школах Базеля, до 50 процентов детей-мигрантов. В комплексе Бирсфелден их гораздо меньше, так как школа платная.
Урок ремесла в 10 классе. Вытачивание деревянной ложки в соответствии с расчетами.
Взносы родителей
Школа финансируется за счет родительских взносов, которые связаны с доходами. Родители обычно платят одинаковую сумму независимо от того, сколько у них детей в школе – 3 тыс.фраков в месяц. В этой модели семьи с более высокими доходами поддерживают семьи с более низкими доходами. Для сравнения – стоимость группы продленного дня в Базеле составляет 2 тыс франков.
Учителя
Все учителя школы имеют классическое образование. Некоторые в дополнение к нему имеют специальное образование и квалификацию, что-то наподобие «мастер производственного обучения». По швейцарским меркам зарплата учителя школы Штайнера небольшая — в два раза меньше зарплаты учителя государственной школы, которая составляет примерно 7 тыс франков. Так что учитель школы Штайнера – это состояние души. Учителя свободны в своих действиях, не давлеют над детьми и, как показывает опрос родителей, хорошо их учат.
Нас угостили хлебом, который испекли третьеклассники под этим навесом. Очень вкусно.
Что думают родители о качестве образования в школе
Опрос родителей проходил в 2016 году. Он охватил 246 семей. По результатам опроса, семьдесят процентов родителей считают, что учителя хорошо занимаются с детьми в классах, в результате чего у детей появляются «навыки и способности, а не просто извлекаемые знания». Учителя, считают родители, находятся в гуще жизни современности, серьезно относятся к вопросам воспитания, индивидуальной поддержки учащихся, помогают в преодолении трудностей в обучении. Вместе с тем, по мнению родителей, учителя недостаточно инновационны, недостаточно требовательны к детям и не так часто общаются с родителями, как хотелось бы. Тем не менее, 9 из 10 родителей отправили бы своего ребенка обратно в Базельскую школу Рудольфа Штайнера.
Станки для работы в 10-12 колассах стоят прямо на улице.
Работы, выполненные шестиклассниками.
Такие коробочки сделали дестиклассники.
«Наполняйте себя фантазией!»
Этот совет учителям дал Рудольф Штайнер в «Ритуальных текстах праздников для свободного христианского религиозного обучения и собрании изречений для учеников и учителей Вальдорфской школы». Думаю, и спустя 100 лет совет актуален независимо от того, в какой стране ты живешь и работаешь учителем. По крайней мере, стоит хотя бы вспомнить о нем.