В чём видят учителя привлекательность работы в школе
В исследовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) приняли участие 900 учителей из Воронежской, Ивановской, Свердловской, Челябинской областей, Алтайского и Ставропольского краев. Оно проходило с 2014 по 2017 год. Последние данные приходятся на сентябрь 2017 года.
Для того, чтобы школа жила, развивалась и обогащалась новыми элементами в содержании и обучении, в нее должны приходить работать молодые педагоги. В течение последних лет произошло лишь незначительное обновление педагогического коллектива школы, считают учителя — респонденты опроса РАНХиГС. О значительном обновлении кадрового состава в школах заявили лишь всего 17,3 процента опрошенных. При этом доля сельских школ в этих процентах значительно ниже доли школ, расположенных в региональных столицах. В целом, значительное количество респондентов (80 процентов) отметили, что процесс обновления педагогических коллективов носит низкую динамику.
Что привлекает молодых учителей в работе в школе?
Исследование РАНХиГС
Наиболее частыми ответами назывались: стабильность занятости, удобный режим работы, интерес к профессии. Размер заработной платы и престиж профессии не рассматривался учителями как наиболее значимый критерии. В то же время почти 24 процента опрошенных педагогов считают, что в работе в школе нет ничего привлекательного для молодежи.
Самыми популярными ответами оказались такие, как интерес к профессиии (12 процентов), ее творческая составляющая (14,7), любовь к детям (22,2), возможность стабильной работы (18) и удобный режим (8,3). О том, что в школе нет ничего привлекательного для молодых специалистов, заявили меньшинство респодентов (1,5 процента). Названы учителями и факторы непривлекательности — низкие зарплаты (11,3) и высокие требования к учителю (8,6).
В целом, привлекательность школы для молодого педагога на «троечку» оценили большинство участников опроса — 42,9 процента.
Карьерный рост в школе. Нереально?
Исследование РАНХиГС
Учителя связывают карьерный рост с методической деятельностью (19,9 процента) или с управленческой. О желании стать директором школы или занять другие позиции в управленческой команде заявили 11,7 процента респондентов. При этом, более амициозными оказались учителя школ столиц субъектов РФ.
Среди респондентов, кто не видит никаких направлений развития своей карьеры, 70 процентов работают в сельских школах. а 70,9 — в городских. Вероятно, это связано с узостью рынков учительского труда и отсутствием амбиций, отмечают исследователи.
Более оптимистичными оказались молодые учителя, питающие надежды на карьерный рост, но уже к 35-ти годам их взгляды на данную возможность меняются. Например, если на начальном этапе профессиональной деятельности заниматься методической работой хотели бы 28,1 процента молодых учителей, то в возрасте 36 — 45-ти лет их осталось 18,4 процента.
В вероятности карьерного роста молодых учителей как привлекательном факторе работы в школе более менее уверены 39 процентов участников опроса. Не сильно в нее верят 15,2 процента. Почти в три раза меньшее количество респондентов (5,5 процента) оценили возможность продвижения как максимально привекательную для молодых специалистов.
Педагогический коллектив и качество образовательного процесса
Исследование РАНХиГС
По мнению учителей, участвовавших в опросе, обновление кадрового состава, произошедшее в их образовательных учреждениях, не привело к повышению уровня профессионализма педагогического коллектива. В школах, где поменялось значительное число учителей, 51,7 процента педагогов характеризуют сложившийся кадровый состав как сильный, а в школах, где обновления не было или поменялось незначительное число учителей, педагогический коллектив назвали сильным 64,9 процента учителей. Данная тенденция, поясняют авторы исследования, свидетельствует о низкой оценке профессионализма молодых учителей значительной долей их старших товарищей. В целом, доля учителей, считающих свой педагогический коллектив сильным, сократилась в среднем на 6 процентов, отмечают эксперты.
Большинство участников опроса хотели бы, чтобы в их школе увеличилось количество молодых учителей (34,4). В тоже время, почти такое же количество педагогов (31 процент) ратует за увеличение числа опытных педагогов в их коллективах. Примечательно, что 15.1 процента опрошенных хотели бы, чтобы много лет работающие учителя оставались как можно дольше на своих местах.
Все же педагогам представляется наиболее правильным вариант, когда в школе примерно в равном соотношении работают как молодые педагоги, так и их более опытные коллеги.
В том, что изменение состава педагогического коллектива в принципе способно повлиять на решение проблем в школе, заявили более 70 процентов респондентов.
Подавляющее большинство опрошенных (80,5) считают, что итоги работы педколлектива школы зависят от его состава.
Удовлетворенность заработной платой
Исследование РАНХиГС
Как отмечают исследователи, в отличие от предыдущих лет, доля учителей, которых устраивает заработная плата (по всем типам поселений), выросла. Вместе с тем, ее размером удовлетворены менее половины респондентов сельских школ (40,1) и региональных столиц (41, 6). Совершенно не устраивает материальная сторона профессиональной деятельности 23, 6 процента учителей региональных столиц и 25, 6 — сельских школ.
Удовлетворенность учебной нагрузкой
Исследование РАНХиГС
Степень удовлетворенности учителей педагогической работой за годы наблюдений практически не изменилась. Объем учебной и внеучебной нагрузки устраивает 75 процентов педагогов. В то же время, увеличилась доля учителей сельских школ, в отличие от городских, которых объем учебной нагрузки совершенно не удовлетворяет (2,2 в 2017 году против 20,1 в 2016). А вот объем внеучебной нагрузки в больше степени устраивает именно сельских учителей (42,8 процента), что значительно превышает соответствующие показатели в городских школах.
Доля минимальных значений степени удовлетворенности учебной нагрузеой (1 и 2 балла) в сумме составила 11,6 процентов. Немного меньше, чем половина опрошенных (43 процента) оценили свою загруженность уроками по максимальному баллу. Суммарное значение ответов на «три» и «четыре» составляет 45, 5 процента. Судя по ответам, нагрузки у учителей вполне хватает.
Загруженность внеучебными дисциплинами минимально удовлетворяет 32,5 процента учителей (ответы по значениям 1 и 2 балла в сумме). Большинство респондентов (67, 5) в целом все же устраивает объем их внеурочной деятельности.
Возможно, с учетом всех сложностей и непривлекательностей работы учителя в школе, большинство респондентов (73,6 процента) уверены, что выпускники педагогических колледжей и университетов 2018 года не пойдут работать в школу. Куда угодно, только не в школу — так считает 31 процент участников опроса. 36 процентов респондентов думают, что молодые специалисты уйдут работать в коммерческие структуры, около 5,6 процентов надеются, что выпускники станут не учителями, а предпринимателями. Среди участников опроса есть и те, кто видит, место работы выпускника на заводе (1 процент).
В том, что молодые специалисты придут работать в школу, уверены 22,4 процента.
Учителя предложили и свои варианты ответов. Например, многие уже опытные педагоги уверены, что выпускники могут прийти работать в школу, но столкнувшись с трудностями (высокие требования руководителя, сложные ученики, обилие бумажной документации и т.д.), в школе не останутся.