Три закона педагогики, сформулированные мной в прошлую пятницу

«Каждый урок – маленькое открытие», — так написано на первой странице сайта нашей школы. Это верно, по крайней мере, для одного человека в классе – для меня, учителя.

Провел восемь уроков в неделю с пятым классом вместо одного по учебному плану: смотрели фильм «Малыши», я – сотый раз, наверное. И вот что понял: восемь уроков в неделю — все ж лучше, чем по одному — восемь недель.

Во вторник, на первом уроке, я их боялся, они холодно смотрели, на последней парте кто-то стонал. В среду мы уже радостно здоровались друг с другом, они смеялись изредка, смотря кино. В четверг достигли пика отношений: они ходили по классу, рисовали, говорили, вышли к доске полкласса сразу. В пятницу была защита проекта, даже два: написали и напечатали рецензии, выступили перед камерой – фильм сняли, можно сказать.

Восемь уроков в неделю – мне это нравится: успеваешь полюбить их и погружаешься сам в тему. Им, кажется, тоже понравилось: «Потом, — сказали, — ведь уроков не будет, а будет много самоподготовки».

А еще, мне кажется, что не нужна им никакая оценка: ни пяти-, ни стобалльная. Они готовы еще бескорыстно работать: все — на уроке, некоторые – даже дома. А родители? Что ж родители? Родители получат сборник текстов и отснятое кино – ведь результат все-таки! Что ж я буду, как на базаре оценивать их: ты – семьдесят, а ты – девяносто баллов…

Совсем без оценки нельзя — размякнут. Вот есть список работ: посмотреть, прочитать, нарисовать, рассказать родителям, написать, снять кино. Каждая работа – ДА или НЕТ. Строго и честно.

И еще: двадцать человек в классе – это очень хорошо! Если дать поговорить им в группах, конечно. Любой вопрос, кроме «Где тут тряпка?» надо сперва обсудить с соседом – такой вот закон я сформулировал, для себя. Первый закон, гммм, педагогики.

И второй сразу же: спрашивать только то, что сам не понимаешь: «Можно ли считать, что одни народы умнее других?» Они обвинили меня в расизме – а я ж только хотел спросить их…

Законов должно быть три. Вот третий: при любой возможности спрашивать их: так хотите или вот так? Хотя бы маленький, из двух вариантов – но выбор. А кто когда еще их будет спрашивать? Будем смотреть или читать? В группах или поодиночке? В классе или дома? Писать тексты или снимем кино?

Они смотрят фильм и смеются, рисуют и говорят с соседом, выходят к доске по десять человек, не стесняются выражений, комментируя фильм: Пописать, покакать, кормить грудью — наверное, это хорошо для их душевного здоровья.

Такое поведение – мне это нравится! А где они еще могут чувствовать себя свободно, как не на уроке?

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть