Три педагогических правила от Василия Шукшина

Спонсор рубрики «Исторические хроники» — компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

Писатель Василий Макарович Шукшин недолго подвизался на педагогической ниве. Но его учительская судьба была на редкость яркой. В 1953 году он по состоянию здоровья был уволен в запас с Черноморского флота, и вернулся в родное село Сростки Сибирского (ныне — Алтайского) края. На тот момент у него даже не было законченного среднего образования — всего лишь семилетка.

Мог ли кто предположить, что уже через несколько месяцев Василий Макарович станет директором сросткинской школы!

Из учеников — в директора

Еще на флоте Шукшин начал писать рассказы и активно занимался самообразованием. Только приехав на родину, он сразу же сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32.

После чего двадцатитрехлетнему юноше предложили стать учителем русского языка и словесности. Правда, в другой школе — рабочей молодежи. И уже там, будучи полностью довольными молодым энергичным и идейным учителем, ему предложили возглавить школу. Так человек, еще полгода назад имевший всего лишь справку о семилетнем образовании, сделался школьным директором.

Как говорится, не боги горшки обжигают. Главное — не пасовать перед будущим. И, если у тебя есть склонности к тому или иному виду деятельности — все будет хорошо.

Не исключено, что из Василия Макаровича в результате вырос бы великий педагог. Но тяга к литературному труду все-таки перевесила. И уже на следующий год молодой человек отправился в столицу, поступать на сценарный факультет ВГИКа.

Учиться никогда не поздно

Тогда же Василий Шукшин публикует в районной газете «Боевой клич» заметку под названием «Учиться никогда не поздно». В верности этого тезиса ему посчастливилось убедиться на собственном опыте. И молодой человек очень радовался, что у него появилась возможность помогать в этом другим людям, своим землякам.

Шукшин впоследствии писал: «Не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно (я преподавал русский язык и литературу). Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».

Тем тяжелее было для него сталкиваться с нежеланием учиться. А ведь не редки были случаи, когда житель села формально поступал в вечернюю школу, но на занятиях практически не появлялся, предпочитая таковым, к примеру, танцы в клубе.

Одна из учащихся, Марина Раковская вспоминала: «Школа в Сростках вечерняя была, молодежь училась, Шукшин преподавал в этой школе, ходил в шубе с черным портфелем. А я в школу не ходила, учеба в голову не шла».

А вот впечатления другой ученицы, Марии Марченко: «Кому интересно, на танцы ходили, а я в школу вечернюю, любила читать… Хоть и были мы с ним одногодки, учились в одной школе, в параллельных классах, на уроках в вечерней школе был строгим, задавал домашние задания, спрашивал, но и рассказывал очень интересно».

Учитель и друг

Строгости заканчивались вместе со звонком. Александр Беляков вспоминал: «В классе он учитель, на перемене – товарищ».

Не удивительно, ведь возраст был один.

А вот еще одна подробность: «Он был спокойный, тихий. Никогда не ругался… С ним я начал выпивать. У нас-то денег не было, а он давал деньги, и мы заранее покупали водку. После занятий в длинном школьном коридоре мы и выпивали. Иногда он сам приносил водку. Бывало даже, что и на переменах вместе с Василием прикладывались к водке. Было такое. Из учителей об этом никто не знал. Хороший он был мужик».

Конечно, мы не призываем выпивать с учениками. Просто здесь нужно сделать поправку на время, на эпоху. Да, в середине прошлого века водка была самым популярным видом досуга и сплачивала людей. Сегодня она чаще действует наоборот — на почве пьянства вырастает множество конфликтов.

Сейчас интересы другие — компьютерные игры, социальные сети, велосипедные прогулки. И для учителя, конечно, было бы неплохо иметь те же увлечения, что имеют его ученики. А еще лучше верховодить ими даже в этом, как это получалось у Василия Макаровича. Только в безалкогольном формате.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть