Тот самый Mercedes Айртона Сенны. Тест-драйв легендарной модели
12 мая 1984 года выдалось в Айфельских горах прохладным, дождливым, но праздничным. Шутка ли — открывалась самая современная гоночная трасса Германии! Это раньше Нюрбургринг состоял из длинной опасной Северной петли и короткой, но еще более опасной Южной. А теперь вместо последней отстроили кольцо GP — то самое, которое принимает Формулу-1 даже сегодня. И по этому поводу владельцы устроили самый настоящий карнавал.
По свежеуложенному асфальту толпами курсировали велосипедисты, танцоры, жонглеры и ретрокары, с трибуны что-то вещали важные чины, но главное — паддок едва не обрушивался под тяжестью регалий приехавших гонщиков, посетивших мероприятие. Ники Лауда и Джеймс Хант, Ален Прост, Стирлинг Мосс, Джон Сертиз, Джек Брэбэм, Джоди Шектер и другие — всего 20 пилотов, девять из которых были чемпионами Формулы-1! Приехал даже легендарный Хуан-Мануэль Фанхио, но уже на месте решил, что в 72-летнем возрасте от участия в активностях лучше отказаться.
Под активностями подразумевалась «Гонка звезд», на которую и созвали весь цвет автоспорта. Чисто рекламное мероприятие, призванное подогреть интерес и к самой трассе, и к продукции основного спонсора — концерна Mercedes-Benz. Немцы как раз усиленно продвигали свою новенькую модель 190 (W201) и охотно предоставили два десятка экземпляров в самой крутой версии 2.3-16 — точно таких же, как на этих фотографиях.
Запуск «сто девяностого» был мероприятием поистине волнительным, ведь ничего настолько компактного в линейке Mercedes-Benz раньше не существовало. Это в девяностых «трехлучевые» осмелеют настолько, что сделают провокационный однообъемник A-класса — и, к слову, угодят в нехилый скандал. А в начале восьмидесятых они действовали предельно осмотрительно: младшая модель была обязана стать истинным «Мерседесом». Не хуже старших, а где-то даже лучше.
Фото:
Потому-то на разработку предка современных C-классов были пущены огромные деньги, а процесс растянулся на целых восемь лет — и сами создатели позже признавались, что произошел over-engineering. Легкие и прочные сорта стали в конструкции кузова, невероятный по тем временам коэффициент лобового сопротивления (всего 0,33!), ABS и подушки безопасности в качестве опций, хитрая пятирычажная задняя подвеска, которая позже перекочует на более дорогие модели… В общем, для 1982 года это было очень круто.
А чтобы развеять последние сомнения в компетенциях новинки, для нее задумали обширную спортивную программу. Первоначальный упор планировался на мировой чемпионат по ралли, где ранее выступали купе 450/500 SLC и даже периодически заезжали на подиум. Но потом с горы тихо спустились полноприводные Audi quattro — и… Короче, вступать в заведомо проигрышную схватку с прямым конкурентом «Мерседесу» не захотелось, и фокус быстренько сместился в сторону кольцевого чемпионата DTM.
Фото:
Это, в свою очередь, подразумевало обязательный выпуск гражданских омологационных версий — и таким образом на обычные дороги попала сугубо гоночная технология. Британцы из Cosworth разработали для стандартной мерседесовской «четверки» объемом 2,3 литра новую алюминиевую головку блока с двумя распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр. Это не было абсолютной инновацией, но в те времена считалось экзотикой даже для спорткаров — и уж точно никто не ждал подобного на скромном компактном седане, пусть и с трехлучевой звездой.
В гоночной спецификации форсированный мотор M102 развивал 325 л.с. — более чем двукратная прибавка по сравнению с базовыми 138 силами! У дорожной версии все было поспокойнее, но тоже впечатляло: 185 «лошадок» и 7,5 секунды в разгоне до сотни. Добавьте к этому заниженную на три сантиметра и зажатую подвеску, более острое рулевое управление, дифференциал с блокировкой, толстые стабилизаторы — и получите классический рецепт спортседана. Который нельзя было не продемонстрировать публике во всей красе.
Фото: Mercedes-Benz
По крайней мере, так мыслили маркетологи. А для суперзвезд Формулы-1 выставочная гонка на Нюрбургринге была не более чем развлечением: понятно, что даже заряженные «Мерседесы» не шли ни в какое сравнение с монстрами, которые им приходилось усмирять на основной работе. Да и времена стояли другие — тогда пилотов легко можно было увидеть с сигаретой в одной руке и женской талией в другой, поэтому к торжественной вечеринке накануне гонки многие подошли, так сказать, со всей ответственностью. И с предсказуемыми последствиями наутро.
Фото: Mercedes-Benz
Говорят, Джеймс Хант даже успел поправить здоровье перед стартом, но нашлись и те, кто отнесся к заезду намного серьезнее. Например, Лауда и Прост вообще не позволяли себе таких вольностей в силу характера, ну, а для бразильского новичка Айртона Сенны это «баловство» оказалось лучшим шансом заявить о себе.
Фото: Mercedes-Benz
Он попал на старт почти случайно — вместо титулованного соотечественника Эмерсона Фиттипальди, отлучившегося в Америку на гонку «Инди-500». Послужной список Сенны на тот момент включал лишь младшие формульные серии: там он, конечно, не оставлял соперникам никаких шансов, но статус чемпиона Формулы-Ford и британской Формулы-3 еще был далек от звездного. Да, Айртон успел перейти в Ф-1, но и там провел за средненькую команду Toleman всего три этапа дебютного сезона. И тут — такой шанс. Он знал, что хорош, эксперты знали, что он хорош, соперники тоже догадывались, но ничто не показывает истинную скорость лучше, чем соревнования на одинаковой технике. Упускать было нельзя.
Фото: Mercedes-Benz
Сенна стартует третьим — вслед за Карлосом Ройтеманном и Аленом Простом, занявшим поул. Еще до первого поворота он выходит на вторую позицию, а несколько виражей спустя выбивается в лидеры, причем буквально — выпихивая Проста за пределы трассы и заставляя того откатиться в хвост. Забавно, что именно француз подвозил бразильца от аэропорта до гостиницы — и кто знает, не это ли столкновение в ничего не значащей гонке стало первым шагом к непримиримой вражде двух пилотов. По крайней мере, обиду Профессора можно было понять.
Фото: Mercedes-Benz
Намного сложнее найти оправдания действиям пресс-службы Mercedes-Benz. Согласно официальной версии, через пару кругов после старта на второе место прорвался Ники Лауда — а дальше началась безжалостная борьба за победу. Мол, они с Сенной то и дело обменивались позициями, и бразилец вырвал лидерство чуть ли не на последних метрах, финишировав с отрывом в 0,3 секунды.
История и впрямь красивая, но есть же полная запись гонки! И на ней четко видно, что Лауда всю дистанцию провисел на хвосте у Сенны, ни разу не выйдя вперед и не предприняв сколько-нибудь серьезной попытки атаки. А знаменитая фотография, где Ники едет впереди Айртона, просто не могла быть сделана во время гонки: шел дождь, но одна машина чистая, а другая грязная!
Фото: Mercedes-Benz
Вероятно, представителям немецкой компании было выгоднее представить все именно в таком свете: как ни крути, титулованный австриец подходил для красивой истории больше, чем малоизвестный бразильский новичок. Но финишный протокол остался неизменным: Сенна опередил толпу знаменитых гонщиков, а через две недели добыл первый подиум Ф-1 в Монако и устремился к зениту потрясающей карьеры. Ну, а золотистый «Мерседес» под номером 11 отправился в заводской музей и стал почти такой же иконой, как раллийная Subaru Колина МакРэя.
Фото: Mercedes-Benz
Но знаете, в чем разница? Почувствовать себя Сенной намного проще! Ведь выставленные на гонку машины почти ничем не отличались от гражданских: только чуть зажатая подвеска, прямоточный выхлоп, каркас безопасности и ковши с четырехточечными ремнями. Даже салоны никто не «раздевал» во имя снижения веса — остались и дверные обшивки, и все элементы передней панели, и даже несуразно большие стандартные рули.
Поэтому в «реплику» автомобиля Волшебника я сажусь без лишних мыслей об исторической достоверности. Сенна видел точно такую же обстановку, которая мало чем отличалась от стандартного 190-го — разве что спидометром, размеченным до 260 километров в час, клетчатой тканью и дополнительными датчиками внизу центральной консоли. А вот об отсутствии ковшей жалею: заводские сиденья расстраивают короткой подушкой и посадкой, как на стуле, даром что снабжены мощной боковой поддержкой. Но это, право, мелочи.
Фото:
Форсированная «четверка» оживает громко и на холостых работает чуть неровно, будто напоминая о гоночных корнях. Первая передача — на себя, ведь схема переключений здесь имеет «перевернутую» схему dog-leg: тоже чисто спортивная фишка, благодаря которой самые востребованные ступени — вторая и третья — оказываются друг напротив друга. Но к работе привода есть вопросы: тугой рычаг обладает слишком большими ходами и заметным люфтом, и о гоночно-ружейной четкости говорить не приходится.
Зато сам мотор хорош! Мгновенные, кристально прозрачные отклики на газ, уверенная тяга уже с низких оборотов — и настоящий праздник по мере приближения к отсечке. С каждой сотней оборотов в разгоне «Мерседеса» появляется все больше страсти и красок, а его голос становится совсем гоночным — сухим, громким и безжалостным. 7000 оборотов, красная зона, размашистое движение рычага — и новый виток эмоций. Да, в абсолютных цифрах этот седан не хватает звезд с неба: реальная динамика едва ли лучше восьми секунд до сотни. Но то, насколько сам автомобиль кайфует от каждого нажатия на правую педаль, заставляет делать это снова и снова.
Фото:
Увы, в поворотах от магии не остается и следа. Пусть с зажатой подвеской, пусть с более острым рулем, это классический Mercedes-Benz из восьмидесятых — вальяжный, отстраненный и довольно ленивый. Ему нипочем дорожные невзгоды, разбитый асфальт России-2021 не в состоянии разрушить ауру благородства и уверенности, но платить за это приходится огромными кренами и углами поворота «баранки», в ответ на которые не приходит ничего похожего на азарт. И эти манеры не получится оправдать ни солидным пробегом конкретного экземпляра, ни зимними шинами: в «Гонке чемпионов» новенькие и чуть доработанные 2.3-16 ехали точно так же, заваливаясь набок и едва не царапая асфальт бамперами.
Впрочем, это не помешало дальнейшему успеху 190-й модели. Гражданские версии стали суперпопулярными и разошлись тиражом в 1,8 экземпляра, гоночные модификации добыли-таки чемпионский титул в DTM 1992 года, ну, а заряженное исполнение от Cosworth со временем превратилось в исполнение Evolution 2 с безумным аэродинамическим и еще более сумасшедшими ценами на современном рынке коллекционеров. Нельзя сказать, что всего этого не случилось бы без рекламной гонки 12 мая 1984 года, но она навсегда останется в памяти поклонников как «Мерседеса», так автоспорта.
Фото:
И конечно, Айртон Сенна стал бы таким же великим, даже если не поехал бы на Нюрбургринг замещать Фиттипальди. Блестящая карьера была предначертана ему с самого начала, и пусть она трагически оборвалась намного раньше положенного, Волшебник успел подарить миру множество незабываемых моментов. За них его и будут помнить еще многие поколения после нас, и если кто-то спросит, чем Сенна был так крут — среди прочего вы всегда сможете рассказать и эту историю тоже.
Фото: imago-images.de / Global Look Press