Томас Хенчель: нам понадобится не одно десятилетие для создания органичной инклюзивной среды
Инклюзия — тенденция общемировая. Специалисты считают, что внедрение инклюзии в образование — процесс долгий, требующий терпения и терпимости, последовательности и поэтапности. Оказавшись лицом к лицу с инклюзией, российские школы встретились с целым рядом проблем: отсутствие у педагогов необходимой квалификации, недостаток внимания педагогов к обычным детям, непринятие ребенка-инвалида здоровыми детьми. О том, есть ли подобные проблемы у немецких учителей, рассказал руководитель образовательной ассоциации IKaRuS (Германия) Томас Хенчель.
— В интервью об особенностях дошкольного и общего образования, вы упомянули, что в Германии нет специальных коррекционных садов, все детские сады инклюзивные. А как обстоят дела со школами? Как организуется инклюзивный процесс в школе: обучаются ли вместе дети-аутисты, с синдромом Дауна, слепые, глухие?
— В Германии есть как обычные, так и специализированные школы и все дети (семьи) имеют право учиться в той школе, которую выбрали. А школа должна создать условия обучения для каждого ребенка с любыми потребностями и особенностями здоровья. Выбор школы родителями происхдит без какого-либо принуждения со стороны, все решается в диалоге с семьей. Конечно, родителям рекомендуют те школы, в которых созданы самые лучшие (оптимальные) условия, учитывая диагноз ребенка.
— Сколько детей с инвалидностью может обучаться в одном классе?
— Обычно от двух до пяти детей. Но они участвуют не во всех уроках, периодически с ними проводятся индивидуальные занятия, после которых они вновь возвращаются в обычный ритм жизни класса.
— По каким учебникам учатся дети с инвалидностью? Существуют ли специальные учебники для них?
— В классах и нормотипичные, и дети с особенностями учатся по одним и тем же учебникам. Когда детей с ОВЗ приглашает к себе на занятие специалист по коррекционной педагогике, тогда в своей работе с детьми он использует в том числе и специальные методические и дидактические материалы.
— Есть ли у учителя помощник в класе или каждого ребенка сопровождает тьютор?
Важно сразу отметить, что роль тьютора в немецких школах отличается от российского варианта. Если в России тьютор должен непосредственно помогать конкретному ребенку, то в Германии тьютор прежде всего должен так грамотно организовать образовательное пространство, чтобы ребенок имел возможность учиться и играть, быть органично интрегирован в группу (класс). То есть, в этом смысле тьютор организует пространство для всей группы воспитанников /учащихся и предоставляет свои услуги всем детям.
— Как осуществляется подготовка учителей к работе с «особыми детьми»?
— Конечно, есть курсы повышения квалификации и возможность получения второго или дополнительного образования. Но чаще, так как предполагается, что учитель занимается со всем классом и не всегда имеет специальное образование, на помощь ему и приходит тьютор или ребенка на какие –то периоды забирают на индивидуальные занятия педагоги по коррекционной педагогике. Именно во взаимодействии всех педагогов и выстраивается инклюзивный педагогический процесс.
— Вопрос социализации и отношения к детям-инвалидам в обществе, школе. Когда я готовила подборку фильмов по инклюзии, просмотрела фильм «Будущее инвалидов» Behinderte Zukunft? («Ограниченное будущее») Вернера Херцога (Werner Herzog). Фильм снят в 1971 году, в нем красной нитью проходит тема – для детей с инвалидностью и их родственников создаются условия для проживания, но общество старается избегать с ними лишних контактов и общения, это касается и общения в школе, на улицах города, в кафе и ресторанах. То есть, создать условия для проживания еще не означает принять людей с инвалидностьюи помочь им успешно социализироваться в стране. Изменилось ли что-то в Германии за это время?
— Чтобы лучше понять фильм и ответить на вопросы, которые он затрагивает, следует обратиться к истории и развитию благотворительных служб милосердия и общественных (социальных) служб в Германии.
Общественная служба в Германии уже существует в своем современном варианте со времени социальных реформ, например, таких реформаторов, как Адольф Кольпинг, Фридрих Вильгельм Райффайзен, Песталоцци.
Эти реформаторы старались помогать малоимущим, предоставляя работу, еду, уход или образование. После Второй мировой войны социальные структуры в основном были сконцентрированы на помощи инвалидам, но, тем не менее, это было время сегрегации инвалидов обществом. В то время любая инвалидность априори считалась отклонением от нормы, и не принималась большинством. Это была личная проблема, которая исходила из личной трагедии, будь то приобретенная или родовая травма или несчастный случай. Целью реабилитации и медицинского обслуживания было лишь возвращение человека в более менее «рабочее» состояние.
Начиная с 1970-х годов и отношение к понятию «инвалидность», и социальная ситуация стали меняться. Дискриминация в обществе людей с особенностями стала уменьшаться. То есть, данная проблема стала рассматриваться под иным углом, например, человек не виноват, что не имеет конечностей, а виновато общество, что не создано доступной среды, например, как отсутствие специальных лифтов, подъемников и т.п. Так постепенно приходило понятие интеграции. Движение интеграции ставило под вопрос, что такое норма, была поставлена точка в вопросе равноценности людей друг перед другом. Это движение, надо отметить, пришло из Италии, где в это время Loris Malaguzzi продвигал идеи «реджио — педагогики».
Так постепенно в 1990-х годах Германия пришла к инклюзии. В 1994 году на конференции ЮНЕСКО в Саламанке (Испания) был ратифицирован договор об инклюзии («Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», принятая представителями 92 правительств).
Чем отличается инклюзия от интеграции: в концепции интеграции общество разделяется на нормотипичных лиц и лиц с инвалидностью. В концепции инклюзии общество уже гетерогенно и инклюзия поддерживает и помогает лицам с инвалидностью жить и развиваться на базе их возможностей, создавая в помощь комфортные условия и среду, в ом числе и психологические.
Фильм Вернера Херцога был снят в 1970-х, и режиссёр видит себя, как часть только входящего в свои права и движения интеграции, радея за лиц с особенностями развития.
Сейчас в Германии мы активно продолжаем развивать инклюзию. И на мой взгляд, чтобы достичь максимально органичной инклюзивной среды, нам понадобится еще не одно десятилетие. Мы в процессе, мы – всё общество, так как только включенность всех может привести к успеху.
— Куда идут дети с инвалидностью после окончания школы, чем занимаются? Кто и куда их трудоустраивает?
— Выбор профессии зависит от возможностей ребенка. Если он в дальнейшем способен работать, то для реализации его возможностей существуют различные программы дуального образования подготовки квалифицированных кадров (профобразования). В зависимости от способностей и возможностей, то есть, например, при отсутствии верхней конечности не рекомендуется становится механиком, а предложится какая-либо иная специальность, так же работа с компьютером с помощью программы, когда есть возможность печатать тексты движением глаз и т.д.
Если человек желает и способен учится дальше, то есть возможность дальнейшего обучения в университете. Если же человеку необходим тьютор, транспорт, то оформив все формальности с помощью медицинской и социальной служб, организуется комфортное жизнеобеспечение. В Германии каждая компания, которая имеет в своем штате больше двадцати сотрудников, обязана принимать к себе на работу человека с ОВЗ и создать для него комфортные рабочие условия и доступную среду.