Технологии на службе у ФГОС: опыт курской школы № 60
Фото: VK / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
МБОУ СОШ № 60 в г. Курске — одна из школ, которые входят в число региональных инновационных площадок. В ней с первого дня работы в 2017 году на практике воплощают многие положения ФГОС третьего поколения. О том, как в этом помогают современные технологии мы поговорили с директором школы Лидией Асадчих.
МБОУ СОШ № 60 стала первой школой, которую в регионе построили за последние 20 лет. Помимо того, что само здание выгодно отличается от типовых школьных построек, его оснастили большим количеством современного оборудования.
Практически в каждом классе есть цифровые лаборатории, интерактивные панели и доски, на которые мгновенно выводятся результаты опытно-экспериментальной работы. В кабинетах биологии стоят лазерные микроскопы, а в самой школе есть лаборатория 3D моделирования и прототипирования.
«Изучать живую клетку в микроскоп на уроке биологии гораздо увлекательнее. А благодаря дополненной реальности учебник оживает, как в фильмах про Гарри Поттера. У ребенка полный восторг, и вся информация сразу запоминается», — рассказывает Лидия Асадчих.
Источник: VK
Преподаватели не отстают от учеников. В школе довольно молодой коллектив — средний возраст 37-39 лет. Но есть и учителя, которым и 50, и 60 лет, большие профессионалы своего дела. Но и они выразили готовность обучаться, чтобы использовать новое оборудование.
Сейчас педагоги настолько хорошо владеют современными технологиями, что сами проводят обучающие курсы для коллег из города и области и преподают в Центре цифрового образования IT-Куб. Это структурное подразделение школы, в котором ежегодно занимаются более 500 детей из Курска и Курской области.
Технологические решения, которые используются в школе, помогают следовать новому образовательному стандарту — как в начальном, так и в среднем и старшем звене.
Ранняя профориентация и метапредметность
В школе считают, что раскрывать потенциал ребенка следует уже на уровне начального общего образования. Преподаватели стараются заинтересовать и мотивировать детей на поиск своего дела, а современные технологии этому помогают.
Например, в «Центре цифрового образования IT-Куб» запустили проект IT-лагерь «Цифраград». В нем дети, играя, учатся создавать сайты, программировать, занимаются 3D моделированием. В 2020 году ученики освоили языки программирования Пайтон и Джава и в период пандемии создавали сайты для фирм, получая за это деньги.
С помощью новых технологий легче выстраивать метапредметные связи.
«В лаборатории 3D моделирования можно создать какие-то модели для урока химии. Другой пример: когда ребенок, изучив физические законы, приходит на занятие по робототехнике, он сразу видит, как они работают на практике. После этого у учеников не возникает вопросов, зачем ему всю эту физику или химию учить».
Источник: VK
Профильное обучение и индивидуализация
В МБОУ СОШ № 60 шесть профилей:
- химико-биологический;
- социально-экономический,
- социально-гуманитарный;
- информационно-технологический;
- инженерный.
В старшей школе классы делятся на подгруппы по этим направления. У детей из разных подгрупп — разное расписание профильных предметов, которые они посещают в течение учебного дня. Количество учеников на таких занятиях небольшое — 8-11 человек. Кроме того, в конце учебного года школьники проходят практику на кафедрах ВУЗов в соответствии с выбранным профилем обучения.
По субботам с учениками по каждому профилю занимаются преподаватели вузов, с которыми сотрудничает школа: Курский Юго-Западный университет, Курский филиал Финансового университета при правительстве Российской Федерации и Курский государственный университет.
«Мы отмечаем, что благодаря профилизации, дети удачнее и намного увереннее сдают ЕГЭ. Они поступают не только в региональные университеты, но и федеральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга», — говорит директор.
Построить индивидуальные траектории для каждого ребенка помогают технологии. Например, в школе есть мобильные кабинеты, в которых стоит 15 или 30 ноутбуков, связанных локальной сетью. Учитель дает практическую или контрольную работу, дети выполняют задание, и буквально через 15 секунд после завершения преподаватель получает полный отчет по каждому ребенку. Система сразу анализирует, где у какого ученика пробелы, какая тема «западает». И учитель, исходя из этих данных, предлагает индивидуально выполнить дополнительное задание или тренировочное упражнение по этой теме.
Цифровизация
С начала пандемии в школе стали активно применять дистанционные и гибридные форматы обучения. На карантине весь образовательный процесс был организован на одном ресурсе — гугл-платформе на сайте школы. Там разместили расписание, создали учебные классы, предметные страницы учителей и других сотрудников, публиковали образовательный контент.
Постепенно, с дополнительным обучением, педагоги и родители вовлекались в дистанционные формы. Их используют в школе до сих пор: «на удаленку» периодически уходят отдельные классы или ученики, которые пропускают занятия по болезни.
Работать с удобством помогает новая техника.
«У наших учителей под рукой высокоскоростной интернет: они не выстраиваются в очереди к компьютеру, чтобы вывести задания в электронный журнал или что-то распечатать. У педагогов есть мгновенный доступ к интересным учебным платформам и образовательному контенту. Например, я как учитель истории и обществознания, часто демонстрирую детям интерактивные карты.», — рассказывает Лидия Асадчих.
Источник: VK
Домашние задания в школе № 60 можно задать по QR-коду. Когда ученики его сканируют, они переходят на страницу с тестом или проверочной работой. Эта технология пригождается и очных уроках, и на онлайн-уроках. Для родителей, которые не приветствуют цифровизацию, в школе предусмотрены традиционные формы обучения и контроля.
Останется ли школа технологичной в условиях санкций?
Виталий Гаврицков, руководитель направления развития бизнеса компании Softline:
«Если говорить о школах-новостройках, перечень оборудования для их оснащения утверждает приказ № 590. В нем можно выделить три категории:
- мебель;
- учебно-демонстрационное оборудование;
- ИТ-оборудование.
По нашему опыту поставок, мебель почти всегда обеспечивают локальные производители, также как и большую часть учебно-демонстрационного оборудования.
Сложности могли бы возникнуть с цифровыми лабораториями, робототехникой и ИТ-оборудованием — направлениями, где используются компоненты наукоемкого производства, в недавнем прошлом импортируемые. Но благодаря национальному проекту «Образование» и серьезному финансированию, которое выделяет государство, в нашей стране усилились позиции отечественных производителей.
Например, федеральный проект «Точки роста» предполагает поставки в школы сельской местности цифровых лабораторий и робототехники, а проект «Цифровая образовательная среда» — ноутбуков.
Серьезную роль в импортозамещении играет и 44-ФЗ, который дает преференции отечественным производителям на торгах. А иногда и устанавливает запрет на приобретение определенных категорий иностранных товаров за счет бюджетных средств. Все эти меры поддержки в рамках госзакупок работают уже в течение длительного времени. Это позволило рынку подстроиться: локализовать производство крупным поставщикам и вывести на рынок новые компании в наукоемких секторах. Например, в своих проектах мы используем разработки резидентов «Сколково» при поставках в школы БПЛА и робототехнических наборов.
Однако совсем отказываться от импортных разработок не следует, и в своих проектах мы продолжаем использовать решения проверенных производителей, которые сумели наладить логистику в условиях санкций».
Партнерский материал
Материалы по теме:
- Зачем педвузам технопарки, или Как будут учиться педагоги будущего
- Интерактивные технологии, которые пригодятся школе в 2022 году
- Кванториум: как с умом потратить государственные деньги