Стоит ли педагогу завоёвывать любовь школьников?
— Почему ты не хочешь быть со мной, Лена?
— Ты должен сначала завоевать меня.
— А мирным путем с тобой никак?
(N.N.)
Опустив семантическую контрастность и переносное значение устойчивого выражения о «завоевании», постараюсь рассмотреть это высказывание с точки зрения современного педагога.
Этот вопрос разделил педагогов на три лагеря: ДА, НЕТ и СВОЙ ВАРИАНТ. Почему только педагогов? Потому что, это адресовано им в первую очередь. Я не сомневаюсь, что у родителей будет своя точка зрения на этот счёт, но сейчас не об их речь.
Проанализировав ответы в соцсетях и собственную переписку, записи интервью с педагогами своей школы, я пришла к выводу, что на этапе начальной школы важно «завоевание» доверия между ребёнком и педагогом.
Когда будет ребёнок доверять, тогда будет понимать и принимать всё то, что говорит педагог. Педагогу, в свою очередь, очень трудно соперничать с СМИ, которые обрушивают на голову ученика огромное количество информации: полезной, бесполезной и вредной. О каком «завоевании любви» может идти речь, когда само слово «любовь» вызывает неадекватные смешки у учеников. О чём это говорит? О том, что произошла подмена понятий.
Предположим, первичная цель учителя – «завоевать любовь». Какой ценой? Пути «завоевания» различны. Всё зависит от длительности отношений.
Как сказал Евгений Ямбург: «Современная педагогика — событийная. Детей надо удивлять».
События мелькают в жизни школьника с той скоростью, с которой он мчится по коридору в столовую. Чем старше, тем медленнее. Завоевание любви ни есть событие. Это процесс длительный, растянутый на года.
«Завоевание любви» может происходить по-разному. Всё будет зависеть от цели и профессионализма «воителя». Повезёт тем детям, которые попадут к блистательным «полководцам», которые, влюбленные в своё дело, поведут на «завоевание знаний» и примут детей такими, какими они пришли, со всеми поведенческими «плюсами» и «минусами». Педагоги будут стараться корректировать поведение, а это очень сложный процесс. В начальной школе «вторая мама» должна научить элементарным вещам: сидеть, отвечать, считать, читать, грамотно писать, на перемене не бегать, не прыгать и много ещё других «НЕ». Какому ребёнку понравится такое тотальное «неразрешение»? Как в таких условиях «завоёвывать» любовь школьников, чтоб они начали тебе доверять? В классе их 30 человек, 30 разных «характерных смесей», 30 маленьких личностей с особым восприятием и способом переработки информации…
К сожалению, в школе, где педагог обременён функциями «бумаготворчества», проверками-перепроверками знаний, выполнением нелепых указов департаментов и других вышестоящих организаций – «у любви у нашей села батарейка».
В старшей школе еще сложнее. Педагог старшей школы, в первую очередь, нацелен на свой предмет и результат, а не на «завоевание любви». У такого педагога не один класс, а одна-две параллели. Что для этого педагога станет приоритетом в работе? Завоевание любви? Вовсе нет. Это подтверждают все педагоги старшей школы, которые участвовали в опросе.
Современный педагог, по Федеральному стандарту, должен быть личностью творческой, увлечённой, которая «заражает энергией предмета», тем самым привлекая интересующихся на свою сторону данной предметной области.
Подростки, видя, как педагог-предметник обожает свой предмет, как талантливо даёт тему, проникнутся к преподавателю уважением, а, возможно, и любовью к предмету, благодаря учителю.
После всех перипетий школьной жизни, на линейке 25 мая одиннадцатиклассники признаются впервые вслух при свидетелях в любви к учителям, классным руководителям, школе. Эта любовь бывает очень искренней, а бывает и ложной. И хором признаваться в любви легче, проще, чем лично. Хор размывает личное. «Солировать» кому-то придётся ещё научиться…
Я считаю, в современном обществе жизнеустойчивее и актуальнее будет следующее словосочетание — «завоевание уважения».
В завершение хочется привести цитату Антуан де Сент-Экзюпери из произведения «Цитадель»:
«И я понял разницу между завоеванием и принуждением. Завоевать означает, переубедив, обратить в единоверца. Принудить — значит держать в вечном плену. Я завоевал твое сердце, человек в тебе свободен. Если я тебя принудил, я связал в тебе человека по рукам и ногам. Завоевывая, я строю нового тебя с твоей собственной помощью. Принуждая, выстраиваю камни в ряд. Что построишь потом из этих рядов?».
В таком контексте я – ЗА ЗАВОЕВАНИЕ.