Стартап Ree предложил автоиндустрии очень гибкую платформу
Двадцать лет, со времён проектов Modek и AUTOnomy, инженеров будоражит идея универсальной электрической платформы-скейтборда, на базе которой можно было бы создавать огромное число моделей. В разных вариациях эта идея всплывала множество раз. Из последних примеров можно вспомнить разработки компаний Karma, Bollinger, Rivian, GM, Williams и Canoo. Но даже на этом пёстром фоне новый проект израильского стартапа Ree выделяется рядом любопытных решений.
Плоская платформа с тяговой батареей дополняется в проекте Ree так называемыми угловыми модулями (Corner Module). Это не мотор-колёса в буквальном смысле, но очень близко к ним по задумке и плюсам (в самой платформе практически всё место занимает батарея, а у машины получаются короткие свесы и обеспечивается максимальное использование пространства для пассажиров и груза). Эта конструкция отчасти напоминает давний проект колеса Michelin Active Wheel с интегрированными внутрь обода подвеской, электрическим приводом и прочими компонентами.
В угловом модуле компактно совмещены подвеска (пассивная либо полуактивная с поддержанием уровня, с рычагами, заходящими внутрь обода колеса), рулевое управление и дисковый тормоз (все они активируются только по проводам), плюс электромотор с редуктором и управляющая электроника с необходимым софтом.
Самая короткая версия «тележки» накрывается округлой капсулой. Так можно получить Ree Air — четырёхместный шаттл длиной три метра, шириной 1,6 м, с колёсной базой в два метра, радиусом разворота всего в четыре метра. Суммарная мощность двух электродвигателей (они стоят только сзади) — 60 кВт (81 л.с.), максималка достигает 100 км/ч, запас хода на одной зарядке — 300 км. Версия Ree Share с базой в 2,8 м, шириной в 1,8 м и длиной в 3,7 м вмещает шестерых или восьмерых. Максималка тут чуть ниже (90 км/ч), но зато суммарная мощность моторов уже 80 кВт (109 л.с.), а запас хода составляет 350–400 км.
Угловой модуль можно снять и заменить всего за 18 минут, что является огромным плюсом для ремонта и обслуживания. Вместе с варьированием кузовов это позволяет собирать разные модели быстро и просто, словно из кубиков.
Самый крупный в задуманной линейке аппарат — электрокар Ree Bolder. Его база составляет 3,6 м, длина — 5,9 м, ширина — 2,3 м. Он рассчитан на 18 человек или эквивалентный по массе груз. Электромоторы общей отдачей в 180–200 кВт (245–272 л.с.) должны разгонять машину до 110 км/ч, а запас хода этой версии составит от 260 до 450 км, в зависимости от модификации. Причём электромоторов может быть два (только в задних угловых модулях) или четыре (в каждом угловом модуле по мотору).
Собратья Air, Share и Bolder перекрывают диапазон полной массы в 1,2–5,8 т. А вся эта идея комбинации единой «тележки» с разными надстройками явно перекликается с серией проектов Ринспида (Snap, microSNAP, MetroSnap). Аккумуляторы в проекте предполагается применять с разным рабочим напряжением, от 48-вольтовых до 600-вольтовых, и, конечно, в нескольких версиях по вместимости. В общем, израильская компания разработала систему с очень высокой вариативностью. Потому, как мечтают её авторы, она пригодится для решения широкого спектра задач — от создания миниатюрных шаттлов-беспилотников до крупного комтранса.
В число партнёров Ree по данному проекту входят компании Mitsubishi Corporation, American Axle и Musashi (две последние известны по выпуску широкого перечня трансмиссионных узлов). Вообще же, отдельные детали и компоненты для платформы Ree могут поступать более чем с 300 заводов по всему миру, сообщает издание Autocar. А готовый продукт могут собирать контрактные производители. Израильтяне ведут переговоры с рядом фирм, которые способны на своих мощностях выпускать такие электрокары. Пока нет никаких конкретных сроков запуска чего-то подобного на поток. Однако весной нынешнего года американский журнал Fast Company включил Ree в список самых инновационных фирм (World’s Most Innovative Companies 2020).