Создание агломераций на приграничных территориях позволит принимать больше туристов из Китая
Советник по экономике и законодательству АО «Корпорация Туризм.РФ» Роман Еремян рассчитывает, что трансформация приграничных с КНР городов в крупные туристические агломерации позволит к 2030 году увеличить поток туристов из Китая до 7,5 миллиона человек в год, увеличив их доходность до среднего мирового уровня.
Согласно официальным данным, граждане Китая в 2019 году потратили за рубежом 240 млрд долларов, где на одного китайского туриста в среднем приходится расходов в поездках на 1,6 тыс долларов (без расходов на авиаперевозку). Однако, по данным Цетробанка, в России за 2019 год 2,5 миллиона китайских туриста в среднем тратили только по 380 долларов на человека, что в 4,5 раза меньше аналогичного показателя по миру.
Выступая на VIII Российско-китайском туристическом форуме «Уроки пандемии для туризма: мир новых возможностей», организованном российской ассоциацией «Мир без границ» и Китайской ассоциацией туристического сервиса (CATS), Роман Еремян обратил внимание на то, чтобы к 2030 году получить выручку от экспорта туризма в 22 млрд долларов, Россия должна принять дополнительно примерно 13 миллионов туристов с доходом 1,3 долларов на человека. Даже при увеличении доходности от китайских туристов до среднемировых показателей нашей стране придётся принимать на 5 миллионов гостей из Поднебесной больше, чем до пандемии. Но тогда перед туристической отраслью России возникают вопросы, каким образом увеличить этот турпоток и где принимать китайских туристов?
По его мнению, успеха на постпандемийном туристическом рынке смогут добиться только те туристические направления, которые предложат путешественникам нечто уникальное, способствующее выработке «гармони счастья».
В связи с этим чиновник акцентировал внимание на том, что перед туристической отраслью России стоит задача сделать неимоверно счастливыми дополнительно 5 миллионов китайских туристов в год.
«Так, чтобы они не могли получить такого счастья нигде больше. В каком направлении нужно развиваться, если мы хотим продавать не утилитарный продукт, который легко заменить чем угодно, а рассчитываем стать уникальными и подвести гостей к тому, чтобы они платили дополнительную премию толко за то, чтобы вернуться в Россию?
Постановка вопроса должна звучать так — что сделает именно китайских туристов с их культурой и традициями абсолютно счастливыми, благодаря посещению нашей страны? У нас есть подозрение, что это будет связано с развитием городов», — уточнил представитель корпорации.
Еремян отметил значимость для китайских туристов столичных городов — Москвы и Санкт-Петербурга, но подчеркнул, что их туристическая инфраструктура уже к 2019 году была очень сильно перегружена.
«Мы запрашивали статистику Министерстве культуры по нагрузке на основные федеральные музеи в обеих столицах. Оказалось, что летом 2019 года многие их этих музеев были перегружены относительно нормы в 6-8 раз. Из этого вытекает объяснение дракам в очередях и негативным статьям в СМИ. Поэтому мы не можем бесконечно наращивать количество туристов в столицы, так как наши структуры не в состоянии переварить такие объемы, что вызовет социальное напряжение», — прокомментировал ситуацию он.
Советник видит один из путей в развитии туристических центров в других городах и превращении их в агломерации.
«Если мы посмотрим на статистику мирового туризма, то 62% всего международного экспорта путешествий приходится на города и 50% на 100 городов мира. При этом 25% международного туризма приходится всего на 23 города, в число которых входят Макао и Гонконг. Причём на последние два города приходится 6% этого рынка», — привел данные Еремян.
Чиновник пояснил, что это происходит потому, что города не очень зависят от сезонного фактора, но являются сосредоточением огромных развлекательных, культурных, конгрессно-выставочных и других инфраструктур. Он так же подчеркнул, что инвестиции в такие инфраструктуры работают и на жителей этой агломерации, и на ее развитие.
«Эпоха урбанизации никуда не денется, мы от неё никуда не уйдём. Тоже самое происходит и в Китае, и в России. Миграционные потоки продолжают стекаться в крупные города», — добавил он, но посетовал, что российские города пока недостаточно обеспечены инфраструктурой, архитектурой, благоустройством, инженерными сетями, экологическим фоном и прочим.
«Все это требует дополнительных вложений. Вкладывать просто так не очень мотивировано, но когда есть понимание, что вложения делаются в расчёте на то, что приедут миллионы туристов и потратят деньги, мотивация появляется.
Подозреваю, что основной объём будущих доходов от туризма России придётся извлекать из таких городов как Хабаровск, Владивосток, то есть из приграничных с Китаем городов, которые просто созданы для этого. А Владивосток — это единственный город на Дальнем Востоке, который расположен в климатически благоприятной зоне», — подвёл итог Роман Еремян.