Слишком человеческое, или По ту сторону дистанта

Люди, вот вам простой факт: когда-нибудь всё это кончится. 

Если не коронавирус, то карантин, необходимость безвылазно сидеть дома, работать и учить(ся) дистанционно. 

Фатальная формулировка «бессрочный», выбранная сегодня органами власти для обозначения сроков нашего затворничества, — не более чем метафора. Просто сроков никто назвать пока не может.

Итак, представим: ситуация форс-мажора завершается — добро пожаловать в прежний оффлайновый мир тусовок, рукопожатий, поточных лекций и школьных выпускных! Будет ли мир прежним? С какими результатами мы вернёмся в оффлайн? — С реализованными учебными планами, 100%-но отработанными часами, высокой планкой подготовки к ЕГЭ — и жутким перегрузом, распухшими глазами, стрессом, взаимными претензиями и громкими стенаниями в анамнезе… Вам, правда, нравится? 

А как же иначе? — Уже слышу возражения. — Мы же должны программу выполнить, все уроки выдать по тарификации, к экзаменам выпускников подготовить. Иначе нас родители заклюют, дети уважать не будут, начальство не поймёт… Надо просто поднатужиться, «пережить и забыть это время, как страшный сон» (цитата из Наталии Киселёвой в Фейсбуке). 

Стоп!

Certificate vector created by macrovector — www.freepik.com

Давайте определимся, что мы считаем самым важным в своей работе сегодня: ради чего весь этот дистант? Что мы ежедневно транслируем нашим ученикам — просто информацию или всё-таки что-то большее? Если верен первый вариант, то в ближайшем будущем школа не выдержит конкуренции с альтернативным (и куда более привлекательным) образовательным контентом. И сейчас часть учеников, оказавшись в ситуации свободного выбора, уже не «сидит» на онлайн-уроках своих педагогов, а берёт материал, скажем, из YouTube (где, кстати, полно интересных, живых обучающих роликов). Прекрасно обходясь без плодов наших титанических усилий, уважаемые коллеги. 

А если важно нечто большее, то что именно? На мой взгляд, сегодня у нас три главных ценностных фокуса: здоровье, отношения и мотивация.

На выходе из дистанта всем нам нужно сохранить здоровье — физическое и душевное. Сюда же я отношу жизненный тонус (энергетику), позитивный настрой и высокий защитный индекс (сопротивляемость любым атакам — и не только вирусным). Уже сейчас — и это после 3-4-х недель «отсидки» — отовсюду слышны жалобы на стресс и усталость, апатию и бессонницу, боль в затылках и резь в глазах.

Главная «ловушка» дистанционной педагогики — зашкаливающий трудоголизм: всё надо сделать в полном объёме и лучшем виде (не хуже, чем на обычном уроке!), проверить все задания, успокоить тревожных родителей, а ведь ещё прибавилось собственных домашних хлопот… Адский ад, к тому же «бессрочный».

Что делать? Совершить три  простых шага. 

1. Опустить планку требований — к детям, родителям, коллегам, начальству, миру и к самим себе. Мы должны сохранить здоровье, поэтому занятия облегчаем, задания сокращаем, из непрерывного онлайна вылезаем, половину вебинаров больше не смотрим. Дышим глубже, двигаемся больше, высыпаемся. Что произойдет, если ваши ученики, к примеру, не выучат до июня теорему Пифагора, не прочитают Льва Толстого или не освоят склонение числительных?  Вообразите самое страшное: они не выучат этого никогда (ужас!), но зато останутся живы и здоровы. И вы к лету сохраните силы, осанку, зрение и обаяние.

2. Построить и соблюдать режим работы и отдыха с регулярными перерывами на физические упражнения, солнечные ванны на балконе (принимайте витамин Д вкупе с дофамином), настольные игры с родными и… ну скажем, медитацию. Выбирайте на свой вкус, главное — паузы необходимы! За 2 часа до сна прекращайте работать, вырубайте компьютер и очищайте мозг. Просто смотрите хорошее кино или пейте травяной чай под любимую музыку. Гладьте по спине мужа или кота.

3. Баловать себя — валянием в постели, сладкими конфетками, покупками по интернету, глупыми сериалами, общением с хорошими людьми… Вспомните о заброшенных хобби и занимайтесь ими хотя бы пару раз в неделю. Танцуйте, рисуйте или вышивайте крестиком; хороша любая «переключающая» активность. Регулярно подставляйте для массажа собственную спину.
 

Знаете, что такое «социальный джетлаг»? — Это резкий сбой обычного жизненного ритма в нестандартных условиях. Он часто сопровождается перепадами настроения, потерей энергии и чреват депрессией. Если вы уже путаете даты и дни недели — это тревожный знак! Выход один: возвращайтесь к привычному для себя режиму, вставайте и ложитесь в одно время, фиксируйте часы и даты, нормируйте периоды работы (особенно с гаджетами), устраивайте передышки и физминутки. 

Уж если мы — педагоги, то главным результатом своей работы должны считать сохранение отношений внутри сообщества. Информацию можно вытащить отовсюду, но школьных друзей и хороших коллег заменить нельзя. Мы переходим в дистант как настоящие сталкеры — носители школьного уклада, трансляторы принципов, центры эмоциональной поддержки. С каждой неделей тоска по живому общению нарастает — об этом говорят хором и дети, и взрослые; даже самые отпетые интроверты уже не против вернуться в школу хотя бы на пару дней в неделю.

Наша миссия — подбрасывать дрова в костры, хранить тепло внутри классных коллективов, творческих групп, спортивных команд. Поэтому сегодня хороший классный час может быть нужнее учебного занятия, а вечерний клуб для разговоров по душам поддержит учеников лучше, чем любая консультация по подготовке к ЕГЭ.

Для сохранения отношений достаточно следовать трём (снова трём!) пунктам.

1. Договариваться «на берегу»: совместно обсуждать и формулировать принципы отношений на дистанте, закреплять их в правилах и соблюдать в процессе — всем, педагогам и родителям в том числе;

2. Обеспечивать оперативную обратную связь — слушать и слышать, собирать и обсуждать разные мнения, отвечать на запросы; оперировать фактами, а не оценками, разъяснять и успокаивать, развлекать и веселить.
Помогать и просить о помощи (учеников, их родителей, коллег). Не стесняться признать свой «технический кретинизм», если у вас не запускается какая-то программа или не устанавливается фон в зуме… Делегировать учительские функции инициативным ученикам — пусть проводят часть занятий, придумывают творческие задания, записывают учебные клипы или готовят музыкальные паузы. Советоваться с родителями (задавая вопросы типа «Подскажите, пожалуйста, а какими словами вы обычно успокаиваете своего ребёнка?», «Какие задания для него сейчас наиболее интересны?» и т.п.).

Кстати, об обратной связи: общаясь в формате вечернего клуба, получила интересное наблюдение от старшеклассников. Несколько недель дистанта нормализовали всю школьную «социометрию»: куда-то исчезли проблемы любимчиков и козлов отпущения, отношения выровнялись! Теперь негативная реакция идёт только по факту (не сдал задание, сделал N ошибок и пр.), а не транслирует предвзятое отношение или плохое настроение учителя. Детям стало комфортнее. Есть о чём задуматься? Конечно!

3. Самая сложная задача — сохранить (а может, и приумножить?) мотивацию, интерес и удовольствие от процесса обучения. Причём у всех его участников: педагоги с энтузиазмом учат, а ученики охотно учатся, как-то так. Период «чистого дистанса» полон рисков: режим жизни сбивается, появляется масса отвлекающих занятий, а учитель превращается в «одинокий парус» на экране… И каждый отвечает за себя. 

Как сохранить силу притяжения? Вот несколько способов.

  • Расширяйте границы содержания.
  • Чаще выходите на надпредметный уровень, обсуждайте с детьми то, что их волнует прямо сейчас.
  • Привлекайте самые разные источники информации, учите распознавать фейки.
  • Приглашайте на свои уроки внешних «экспертов»: коллег из других школ, преподавателей вузов, ученых, писателей и журналистов… Именно сейчас лучшее время для того, чтобы максимально расширить горизонты!
  • Пробуйте что-то новое каждый день. Нет, это не про освоение очередного web-сервиса или методики… Впустите в свою жизнь постоянные приятные обновления: необычный фон экрана, подбор эпиграфов к каждому уроку, использование звуковых сигналов или смайлов, конкурс на лучший анекдот про дистанционное обучение, выпуск позитивных новостей, удалённое чаепитие, марафон ассоциаций… Таких идей масса, а уж если мозговой штурм с коллегами или детьми устроить… И родителей, кстати, нужно привлечь — чем «низводить и курощать» своих чад, пусть лучше придумают несколько «фишек» для учения с увлечением. И сами участвуют в реализации.
  • Включайте радость как непременный побочный эффект от учебных занятий и выполнения заданий. Готовясь к уроку или собранию, задумайтесь: а в чём состоит ваша радость от его проведения? Какую главную эмоцию хотите донести до учеников? И какие радостные моменты им готовите? Чем  сможете порадовать себя по завершении занятия? 

Пример дистанционного задания из дневника финского родителя: «Прочитай текст, подумай, какие эмоции испытывают герои. Напиши пять эмоций. Подумай, в каких ситуациях ты испытываешь подобные эмоции. Напиши об этом пять предложений. Подумай, почему нельзя допускать, чтоб твои отрицательные эмоции выливались в слова и действия. Вспомни ситуации, когда ты успешно регулировал негативные эмоции и делился положительными эмоциями. Обсуди свои выводы с родителями».

Марьяна Безруких, академик РАО, недавно высказалась категорично: «Надо оставить детей в покое, поставить им годовые оценки по текущим результатам и переключиться на индивидуальные занятия» («Вести образования», 13.04.2020). Безусловно, это надо сделать, если мы по-прежнему будем ставить во главу угла формальные образовательные результаты. Если над детьми будут висеть два безапелляционных контролёра — Школа и Семья. Тогда мы выйдем из дистанта больными, морально истощёнными, разобщёнными и потерявшими всякий интерес к жизни.

Люди, мы действительно этого хотим? Или пора уже ослабить гайки и довериться инстинкту педагогического самосохранения?

В качестве бонуса — песня о Дистанте по мотивам Земфиры:

Мне приснилась школа без детей 
Школа, перешедшая в дистант.
Мы летаем в призрачных сетях
В цифровых реалиях живём…
В зуме
Я бываю утром,
Ты бываешь позже.
Этих встреч дороже
Ничего и нет…

Без таких вот звоночков
Мы теперь одиночки:
Пропадём среди ночи —
Не заметит никто
Да, мы теперь одиночки.
По квартире шажочки,
А на улице почки.
Побежали летать…

Об авторе: Мария Калужская, заместитель директора Гимназии № 210 «Корифей» (Екатеринбург), кандидат педагогических наук, коуч ICF

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть