Школа как коворкинг: возможно ли?


Фотографии: Unsplash. Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Как организовать учебный процесс так, чтобы старшеклассники сами захотели учиться? Об этом размышляет Рустам Курбатов, основатель и бывший директор лицея «Ковчег-XXI».

Как я вижу себе старшую школу: утром ученик приходит не в класс — в пространство для совместной работы, коворкинг. Можно назвать его библиотекой, медиатекой, ресурсным центром, в нашем случае — это столовая. Можно читать, писать — работать самостоятельно. 

А как же уроки? 

Уроки идут своим чередом, по расписанию. В день семь-восемь уроков. Всё как обычно. Но ученик решает сам: идти или не идти. Второе означает продолжать работать в библиотеке-коворкинге: не слоняться, не чатиться, не спать — работать самостоятельно.

Из восьми уроков, допустим, ученик может присутствовать на пяти или шести, а два-три часа заниматься коворкингом. Одно отличие уроков от обычных — туда идут те, кто что-то уже сделал. Идут, чтобы обсудить, задать вопросы, поговорить с учителем.  

Почему именно в старшей школе? 

Маленькие дети  учатся, потому что еще послушные, студенты учатся, потому что сами выбрали вуз. Подростки — не учатся. Они уже не послушные, но еще не ничего выбрали. И все наши разговоры и уговоры о смысле жизни и ЕГЭ бесполезны — они прячутся под своими капюшонами и молчат. 

Вот они тянутся из класса в класс на перемене, натянувши капюшоны с отрешенным видом, дремлют на уроках, со всеми соглашаются, обещают хорошо учиться, иногда даже делают домашнее задание — но всё как-то полу-: полуработают, полуспят.  На переменах не здороваются, хотя два года назад здоровались по три раза в день, — я сердился поначалу, а потом понял, что не со зла они, просто сил нет здороваться. 

Всё, что происходит вокруг — это как-то вокруг, не касаясь, это не их дело. Мы — виртуальная реальность для них. 

«О, тут нужен психолог! О, это проблемы мотивации!» Много всяких слов вокруг говорится. Но я не вижу другого способа разбудить и поставить на ноги, кроме как сказать: «Иди сам!» Чтобы учеба стала его выбором, его ответственностью, его делом. Верю, что включатся какие-то внутренние механизмы, инстинкты выживания, если угодно.

А что если дети перестанут учиться? 

У учителя всегда есть «вожжи»: допустим, ученик должен иметь не меньше шестидесяти баллов по стобалльной шкале, то есть, выполнить две трети работы.

Самое серьезное возражение: по серьезным наукам, как-то: математика, физика, химия, — будут пропущенные уроки, и таблица Менделеева не сложится. Ну что ж, во-первых, все науки — серьезные. Во-вторых, а уроки, на которых они «полу-», разве не пропущены на половину?

Минусов тут много, кто спорит. Плюс всего лишь один: школьник сам решает, идти ему на урок или не идти. И он перевешивает всё. Есть и второй маленький плюсик: даже если из десяти уроков в месяц ученик не придет только на два или три — не беда. Потому что на остальные он придет сам, по своей воле и готовый.

Материалы по теме:

  • Три закона педагогики, сформулированные мной в прошлую пятницу
  • Семнадцать секретов начальной школы «Ковчега XXI»
  • Как учить тех, кто не хочет учиться?

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть