Секретное средство, как научить читать даже Буратино
Я знаю точно — ваш ребенок книг не читает. Почему я так уверена? У большинства моих знакомых это больная проблема. Дети, конечно, знают алфавит, слова, общаются в соцсетях и могут говорить простыми предложениями. Их даже можно назвать грамотными. Взрослые же давно уже отчаялись привлечь их к чтению, поэтому удивляются, что я знаю секретное средство, как эту проблему решить.
Шаг первый. Вспомните свою любимую книжку из детства
Сами — то вы читаете? Что вы читаете? Где? И как? C телефона в кровати или в кресле под абажуром? Все детали важны. Дети смотрят на вас и даже, если не признаются, копируют. Поэтому, прежде чем работать с ребенком, поработайте с самим собой.
Вспомните для начала первую книгу своего детства. В моих ушах и сейчас звучит голос мамы, которая читала на ночь русскую народную сказку «Лиса и волк». Теперь вспомните свои ощущения от чтения и не раздумывая позовите эту книгу на помощь! Она поможет воскресить и приятные воспоминания от чтения, и атмосферу, которая ему сопутствовала.
Шаг второй. Организуйте «книжный поход».
Заходим в книжный магазин с ребёнком что-то купить для себя, проходя мимо отдела детской книги как бы случайно замечаем ту, которая была у вас в детстве. В присутствии ребенка листаем страницы, смотрим картинки, показываем иллюстрации и читаем вслух три-четыре предложения к ней, интересуемся — нравится или нет. Можно поделиться с ребенком своими воспоминаниями из детства. После закройте книгу и демонстративно поставьте обратно, вслух упомянув о том, что готовы купить ребёнку эту книгу, если она понравилась. Или предложите ребенку самому выбрать другую.
Отрицательный ответ не должен вас обидеть, попросите помочь найти книгу для вас. Введите «книжные» или библиотечные походы в постоянную практику. Лучше не чаще раза в месяц. Не бойтесь посещать разделы для более взрослых читателей. Может сработать принцип «запретный плод сладок», ведь у книг есть теперь возрастные ограничения, а дети всегда интересуются тем, что им ещё не прописано.
Шаг третий. Заведите для себя дневник
В двух-трех предложениях описывайте результаты посещения. Это будет для вас полезная информация, которую вы можете анализировать и определять предпочтения будущего читателя. А ещё можно записывать свои и его впечатления от «книжного» похода на диктофон. В этом вижу большой плюс к тому, что ребёнок будет учиться формулировать свои мысли вслух.
Шаг четвёртый. «Читайте» картинки в книгах
Если ребёнка больше привлекают картинки в книгах, погрузите его в «наскальную живопись». Покажите, как пещерные люди общались через рисунки. А что они этим хотели сказать? Знаешь? Расскажи!
Покажите фото наскальных рисунков, пусть придумает к ним текст или подберет из книг. Потом можно наоборот — дайте текст — пусть нарисует. А дальше — сравнить видение эпизода ребенком и художником. Может заинтересует. Предложите посмотреть иллюстрации разных художников к одному произведению. Что общего у художников? С этого шага можно начать приобщать к чтению детей, увлеченных рисованием.
Шаг пятый. Проявляйте упорство
Продолжайте постепенно вводить в мир книг через двери магазинов, библиотек, в том числе домашних. Берите книги к себе «погостить». Обменивайтесь книгами. Дарите знакомым, заранее выбрав со своим ребенком «книгу в подарок». Может случиться так, что ваш ребёнок не захочет с ней расставаться.
Методика работает только для упорных. Привожу скриншот переписки с коллегой, которая воспользовалась моими советами. С момента старта эксперимента и до результата прошло чуть больше месяца.
Об авторе — Светлана Калямина, педагог-организатор (Архангельск), консультант по детскому чтению.