Самое интересное о съемках фильма «Последнее танго в Париже» (1972)
![](https://etalon-it.bigcdn.ru/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-a509798-768x470.jpg)
Автор: Олег Пека
Ровно 50 лет назад, 14 октября 1972 года, на киноэкраны вышел один из самых скандальных фильмов ХХ века «Последнее танго в Париже», подвергнутый цензуре и запрещенный в ряде стран. В фильме главные роли исполняют Марлон Брандо и Мария Шнайдер. Действие происходит в Париже конца шестидесятых. Сорокапятилетний американец знакомится с юной парижанкой, странной и эксцентричной девушкой, намного его моложе. Их связь переходит в страсть, доходящую почти до умопомрачения, страсть, пределы которой даже трудно представить…
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-4107464.jpg)
Идея этого фильма родилась из собственных сексуальных фантазий режиссера Бернардо Бертолуччи, который заявил, что «однажды он мечтал увидеть на улице красивую безымянную женщину и заняться с ней сексом, не зная, кто она».
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-9ca08d6.jpg)
Любитель искусства, режиссер Бернардо Бертолуччи черпал вдохновение в работах британского художника Фрэнсиса Бэкона для начальной последовательности титров, актеров и съемочной группы.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-6c6c53d.jpg)
Изначально Бертолуччи планировал снимать в главных ролях Доминик Санда и Жана-Луи Трентиньяна, но последний отказался, а когда на роль согласился Марлон Брандо, оказалось, что Санда беременна, и ей нашли замену в лице Марии Шнайдер.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-0e4a32d.jpg)
Ален Делон должен был играть Пола, но он отказался от предложения Бертолуччи, потому что хотел быть продюсером, и именно он предложил Марлону Брандо заменить его.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-6f90dbb.jpg)
Сильвия Кристель пробовалась на роль Жанны, но провалила пробы. Два года спустя она стала мировым секс-символом, снявшись в фильме «Эммануэль» (1974), который, по словам продюсеров, мог быть снят только из-за успеха «Последнего танго в Париже».
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-8d57bd3.jpg)
Самым публично обсуждаемым эпизодом стала крайне откровенная «сцена с маслом», в которой герой использует сливочное масло в качестве лубриканта. Изначально масла не было в сценарии изнасилования. В 2013 году режиссёр в интервью газете The Guardian признался, что актрису решили не предупреждать о масле, чтобы добиться от неё настоящей реакции. «Я чувствовала себя униженной и, честно говоря, даже изнасилованной. К счастью, мы обошлись одним дублем. <…> С тех пор я больше не ем масла — только оливковое», — призналась в 2007 году Мария Шнайдер.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-b8bf296.jpg)
Его поведение можно считать насилием — и поскольку сцена была откровенно сексуальной, отсутствие полного согласия Шнайдер на условия съемок действительно является главной причиной проблемы. Для этой сцены потребовался всего один дубль, поэтому реакция Жанны на экране — это реакция Шнайдера в тот момент, когда она происходила во время съемок. Это, понятно, ужасает многих, кто смотрел фильм, не зная контекста, связанного с его производством. Хотя Бертолуччи получил от актрисы то, что хотел — ее реакцию «как девушки, а не как актрисы» — получившиеся кадры, и без того считающиеся для некоторых слишком жестокими, еще больше испорчены тем, как они были получены.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-9d371fa.jpg)
После того, как запись интервью с Бертолуччи стала вирусной, режиссер столкнулся с огромной критикой и даже с призывами посадить его в тюрьму. Внимание стало настолько масштабным, что режиссер выпустил заявление, в котором попытался прояснить свои комментарии 2013 года. Он назвал возмущение по поводу его обращения с Марией Шнайдер «смешным недоразумением» и заявил, что единственным аспектом сцены, о котором он не сообщил актрисе, было использование Брандо масла.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-0682986.jpg)
Марлон Брандо импровизировал большинство своих диалогов для фильма, потому что чувствовал, что некоторые диалоги ему не нравятся.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-220080e.jpg)
По словам Марии Шнайдер, реплики Марлона Брандо регулярно приклеивались к ее обнаженному телу из-за его дислексии и нежелания заучивать диалоги.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-08c849e.jpg)
Режиссер Бернардо Бертолуччи снял сцену, в которой были показаны гениталии Марлона Брандо, но в следующем году объяснил: «Я настолько отождествил себя с Брандо, что вырезал ее из стыда за себя. Показать его голым было бы все равно, что показать голым меня».
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-2a167df.jpg)
Марлон Брандо позже признался в своей автобиографии «Песни, которым научила меня моя мать», что после съемок в этом фильме он поклялся никогда больше не становиться таким уязвимым для роли.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-a4bffdb.jpg)
И Марлон Брандо, и Мария Шнайдер признались, что чувствовали себя изнасилованными фильмом «Последнее танго в Париже» (1972) и отказались когда-либо еще общаться с режиссером Бернардо Бертолуччи. Тем не менее, в своей автобиографии Брандо говорит, что Бертолуччи был одним из трех лучших режиссеров, с которыми он когда-либо работал. Другими двумя были Элиа Казан и Джилло Понтесерво.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-37bc639.jpg)
Мария Шнайдер много позже сказала, что съемки этого фильма были единственным сожалением в ее жизни, что он «разрушил ее жизнь», а режиссера Бернардо Бертолуччи она считала «гангстером и сутенером».
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-044ef22.jpg)
Споры вокруг фильма «Последнее танго в Париже» (1972) были настолько ожесточенными, что фильм был тайно доставлен в США для дебюта в дипломатической почте из Италии. Премьера фильма должна была состояться на Нью-Йоркском кинофестивале, где билеты стоили 150 долларов.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-39f9c2c.jpg)
Поскольку фильм был запрещен в Испании, город Перпиньян на границе Франции и Испании был осажден посетителями, пересекающими границу, чтобы посмотреть фильм.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-81cc37d.jpg)
Первоначально полная версия фильма имела хронометраж около 4 часов. Ленту пришлось изрядно сократить для стандарта кинотеатров, в итоге окончательная версия намного короче — всего 129 минут. Так называемая «режиссёрская версия» имеет хронометраж 136 минут.
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-0743130.jpg)
Фильм получил две номинации на премию «Оскар»: за режиссуру Б. Бертолуччи и актёрскую работу М. Брандо (седьмая и последняя в карьере Брандо номинация на «Оскар» за лучшую мужскую роль)
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-3e08194.jpg)
![](/wp-content/uploads/2022/10/samoe-interesnoe-o-semkah-filma-poslednee-tango-v-parizhe-1972-4346bcb.jpg)