Российский финтех не готов к коронавирусу
Отечественный финтех не готов к эпидемии коронавируса в стране. Об этом NEWS.ru рассказали опрошенные эксперты в банковской сфере.
Россияне пока не привыкли к онлайн-покупкам
В конце января 2019 года Роспотребнадзор рекомендовал гражданам страны в период активной циркуляции возбудителей гриппа, коронавирусной инфекции и ОРВИ ограничить приветственные рукопожатия, поцелуи и объятия. Ведомство обращало внимание на опасность развития пневмонии в результате заражения COVID-2019, передающегося воздушно-капельным путём. Однако в случае эпидемии и связанных с ней ограничением контактов между людьми, затруднением посещения больниц, магазинов и транспорта существующие российские онлайн-сервисы помочь не смогут. Электронная запись в поликлиники не всегда доступна, система безналичной оплаты не налажена, а службы доставки развиты только в крупных городах, рассказали финансовые аналитики.
Отечественный финтех не готов к коронавирусу и вряд ли начнёт готовиться. Даже если эпидемия будет развиваться дальше, я не вижу вариантов с возрастанием нагрузки на существующие российские сервисы больше чем на статистические 10%. Опять же, это касается лишь каких-то отдельных сегментов, а в среднем в такой ситуации будет снижение экономической активности и, как следствие, уменьшение аудитории и у большинства финтех-проектов.
Егор Клопенко
венчурный инвестор, основатель iTLEADERS
Однако драйверы для роста отрасли технологий и инноваций в РФ есть, уверен директор и партнёр компании «Интеллектуальный резерв» Павел Мясоедов.
В России службы доставки развиваются в крупных городах, до небольших населённых пунктов они пока не дошли. Люди предпочитают заказывать еду из ресторанов и кафе, а свежие овощи и фрукты выбирать самостоятельно. Получив раз просроченный товар, клиент готов отказаться от доставки в пользу самостоятельного визита. В некоторых городах электронная запись в поликлиники была введена несколько лет назад, но не всегда доступна — иногда отсутствует оборудование, не хватает узких специалистов.
Павел Мясоедов
директор и партнёр компании «Интеллектуальный резерв»
В Китае ситуация иная — службы доставки в Поднебесной работают много лет и не только в мегаполисах, а население привыкло к безналичной системе оплаты, добавляет Мясоедов.
Сегодня большого спроса на финтех-приложения со стороны россиян нет: соотечественники достаточно медленно переходят на «традиционные» онлайн-платежи и предпочитают наличные средства. Главная проблема — в отсутствии инфраструктуры эквайринговых аппаратов и онлайн-сервисов в регионах. Однако процесс уже пошёл. Банки уходят в Интернет, оставляя лишь возможность для снятия наличных денег через своих партнёров, например в кассах розничных сетей.
Геннадий Николаев
трейдер и аналитик Академии управления финансами и инвестициями
Российский рынок электронной коммерции ещё не созрел
Pixabay
Вспышка пневмонии в декабре 2019-го в китайском городе Ухань принесла популярность и без того востребованному местному мессенджеру WeChat, имеющему также и внутреннюю платёжную систему. Сервис наряду с платформой Weibo и новостными агрегаторами ByteDance Toutiao и Tencent News запустил приложение с сообщениями о новых вспышках вируса и публикует советы врачей. Аналогов таких продуктов в РФ нет, а создать их могут только ведущие банки страны, отметил эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев. Он назвал российский рынок электронной коммерции слишком незрелым, в отличие от рынков КНР с объёмом в $740 млрд и США — $561 млрд. В России, по оценкам аналитика, он не превышает $31 млрд.
Отечественные банки выступают главными новаторами в данной сфере, активно развивая B2B и всевозможные маркетплейсы в сотрудничестве с крупнейшими IT-компаниями страны, объясняет Николаев.
В отличие от энтузиастов-стартаперов, финансовые организации имеют огромные ресурсы — как людские, так и денежные. Поэтому финтех в России станет развиваться благодаря крупным игрокам и будет больше ориентированным на банковскую инфраструктуру, — высказался эксперт.
В последние годы финансовые организации максимально упрощают регистрацию для пользователей на своих площадках, предлагают кешбэк — возврат части потраченных средств на карту и другие форматы системы лояльности. Однако создание лайфстайл-сервисов оказывается весьма дорогим и требует значительных временных трат, посетовала руководитель отдела по развитию мобильных приложений Тинькофф Банка Анна Михина.
Технологии в случае эпидемии станут в РФ необходимостью, поделился с NEWS.ru вирусолог института имени Н. Ф. Гамалеи Виктор Зуев. Он признал грипп также опасным для россиян, тот имеет много общего с COVID-2019. Собеседник подчеркнул, что важность соблюдения правил личной гигиены возрастёт по мере развития путей сообщения. В результате «перемешивания» будут возникать неожиданные вирусные возбудители, сказал Зуев.
Пока в России всё благополучно. А в регионах мира, где полыхает коронавирус, конечно, стоит уменьшать контакты между людьми и чаще использовать электронные технологии. Это совершенно очевидно.
Виктор Зуев
главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи
Геннадий Николаев считает, что коронавирус не увеличит спрос на финтех-приложения в РФ. Исключение может составить полноценный карантин, в рамках которого у предпринимателей будет выбор: либо максимально быстро внедрить онлайн-продукты, либо лишиться прибыли, уточнил он. В свою очередь ведущий аналитик Forex Optimum Иван Капустянский сомневается в популярности сервисов в случае массовых вспышек инфекции.
Если распространение коронавируса перерастёт в пандемию, то подобная ситуация станет чрезвычайной. В этом случае спасать её станет государство, используя при этом не рыночные механизмы. В частности, обеспечение населения будет осуществлять за счёт госрезервов, а также временной приватизации стратегических производств и систем распределения. Поэтому рассматриваемая ситуация, наоборот, навредит развитию финтеха. В этом случае данные технологии будут не востребованы.
Иван Капустянский
финансовый консультант