Российский бренд кнопочных телефонов и смартфонов Inoi переехал в Эстонию
Долгое время позиционировавший себя российским бренд смартфонов и кнопочных телефонов Inoi изменил подход к ведению бизнеса и покинул Россию, переместившись в Эстонию. Эксперты предполагают, что уход с российского рынка связан с желанием менеджмента компании сохранить иностранных партнёров и поставки в другие страны.
Как сообщает «Коммерсант», в своё время Inoi выпустила первый смартфон с российской операционной системой «Аврора», но позже компания переключилось на выпуск гаджетов под управлением ОС Android. Однако главным образом бренд специализируется на кнопочных телефонах — в 2019 году он стал лидером по поставкам в Россию бюджетных мобильников. По данным «Марвел-Дистрибуции», его доля на отечественном рынке кнопочных телефонов за 9 месяцев 2022 года составляла 5,9 % в штуках (против 3,1 % в прошлом году), а смартфонов — менее 1 %.
Inoi (ООО «Иной») принадлежит Сергею Фомину — бывшему совладельцу IT-дистрибутора VVP Group, являющегося официальным поставщиком продукции бренда. Как сообщил «Коммерсант» со ссылкой на представителя Inoi, «компания не даёт комментариев в РФ, поскольку она эстонская». По данным источников издания, уход Inoi с российского рынка фактически состоялся месяц назад. Впрочем, пока устройства Inoi ещё имеются в отечественных магазинах. Выручка и прибыль ООО «Иной» в 2021 году составили 749 млн руб. и 3 млн руб. соответственно. В начале октября Сергей Фомин стал единственным владельцем магазина техники «Байон», торговая марка которого зарегистрирована в Эстонии.
Известно, что VVP Group работала в России с 1993 года и помимо Inoi занималась дистрибуцией брендов Samsung, Nokia, Oppo, Infinix, Xiaomi. Главным юридическим лицом, стоящим за структурой, является ООО «Центр Дистрибьюции», принадлежащее Ирине Сибирцевой, а Сергей Фомин числился основным владельцем в 2007-2012 годах. В настоящее время нет информации о присутствии дистрибутора в России.
Бренд Inoi участвовал в знаковых российских проектах — например, в 2017 году именно он выпустил первый смартфон на ОС Sailfish Mobile (она же «Аврора»). Поскольку в корпоративном сегменте устройства оказались невостребованными, Inoi перешёл на продажу «бюджетников» на Android, в действительности произведённых в Китае.
По мнению главы Telecom Daily Дениса Кускова, уход бренда не скажется на российском рынке смартфонов никак, поскольку доля компании была минимальной. Эксперт отмечает, что продажи продукции Inoi за рубежом если и будут расти, «то очень медленно». Впрочем, это первый прецедент, когда российский бренд телефонов покидает страну. Сегодня лидером на рынке мобильных кнопочных телефонов является российский бренд F+ с долей 16,7 % (в прошлом году она составляла 9,7 %). В число крупных игроков входят Philips с 14,3 % (против 13,2 % в прошлом году) и Nokia с 12,8 % (было 18,5 %).