Развиваем внимание у самых маленьких
Как правило, проблемы, связанные с невнимательностью ребёнка, начинают беспокоить родителей только ближе к школьному возрасту. Отчасти это правильно: психологами установлено, что способность произвольно управлять своим вниманием обычно складывается только к семи годам. Раньше этого возраста беспокоиться о невнимательности (и тем более, упрекать за нее), нет никакого смысла.
Но вот развивать внимание можно и нужно, даже если вашему крохе всего один годик. Конечно, учитывайте, что у малышей преобладает непроизвольное внимание, то есть они могут фокусироваться в основном на своем «хочу» и «интересно», а не на родительском «надо заниматься».
Поскольку тренировать внимание обычно начинают только у старших дошкольников, а то и у первоклашек, большинство описанных в литературе игр и упражнений рассчитаны на возраст от четырех до семи. Мы решили устранить пробел и собрать игры для деток помладше.
От года до двух
Уже в один месяц доктор проверяет способность младенца следить глазками за яркой погремушкой или реагировать на писк резиновой зверушки. Это первые проявления внимания. К годику малыш, как правило, уже может направить свой взгляд на куда менее заметные предметы. Например, по просьбе мамы найти на картинке собачку, хотя, понятно, что собачка не издавала никаких звуков и не двигалась. Чувствуете, какой прорыв! Впрочем, родители могут помочь сделать этот прогресс еще более явным, играя с малышом в полезные игры
«Сборщик пирамид». Как правило, пирамидка — одна из первых игрушек каждого ребенка. Умение надевать колечки в определенной последовательности и замечать ошибки — отличная тренировка функции внимания.
«Юный зоолог». На прогулке предложите малышу говорить «Гав-гав», если он заметит собачку; «Мяу-мяу», если заметит кошку; «Чик-чирик», если заметит птичку.
«Находчивый малыш». Взрослый просит найти какой-то предмет в комнате или на улице, и принести его или показать. «Где наш мячик?», «Где у нас стол/лавочка/качелька?». Ближе к двум можно усложнить задание, добавляя какой-то признак предмета. Например: «Дай мне красную лопатку!» или «Принеси большой мячик». Но помните, что пока малыш может удерживать внимание только на одном признаке — или размер, или цвет, или форма. То есть инструкцию «Дай мне маленький зеленый кубик» стоит приберечь для следующего этапа.
«Я умею одеваться». Процесс одевания требует большой сосредоточенности: сколько всего нужно разом держать в голове! Не перепутать левый и правый ботинок, не надеть свитерок задом наперед, а главное, соблюсти последовательность. Иначе может выйти, что сандалики уже надеты, а колготки еще нет: как их тогда натягивать? Каждый раз, одевая малыша, направляйте его внимание, проговаривая, что вы делаете («Сначала мы берем маечку, потом кофточку» и т.д.). Здорово, если взрослому удастся запастись стишками и прибаутками, чтобы малышу было легче освоить эту сложную науку. Допустим:
«Надеваем мы штанишки:
Повторяй за мной слова:
Ножка — раз, ножка — два!
А теперь на ножки —
Носочки и сапожки!»
«Внимательный читатель». Обязательно читайте малышу — это отлично тренирует устойчивость внимания. Разглядывайте картинки в книжках. Просите найти на рисунках определенные предметы, животных, людей. Это уже тренировка переключаемости. Придумывайте движения под разные стишки и разучивайте их с ребенком, не ограничиваясь всем известным «Мишка косолапый по лесу идет». Умение соотнести слова взрослого с собственным движением — очень полезный навык. Вообще старайтесь обращать внимание ребенка на окружающие его изображения знакомых ему вещей, скажем, фруктов и ягод на упаковках детского питания. Например: выстройте перед малышом в ряд баночки с биотворогом «Тёма» и попросите показать на них клубнику, банан, грушу – любые фрукты и ягоды, вкусы которых представлены в продукте и изображены на упаковке.
От двух до трех
«Грибники». С набором деревянных грибочков можно устроить «грибную охоту» прямо в квартире. Расставьте грибочки по комнате на видных местах и попросите малыша собрать их все в мешочек или корзинку. Усложните задание: попросите грибника закрыть глазки, пока вы устраиваете грибную поляну. Потом поменяйтесь ролями: малыш прячет, а вы ищите. Притворитесь, что никак не можете найти один грибок: у крохи будет повод вспомнить, куда он его поставил. Для детей старше трех лет можно прятать грибы за предметами и считать количество собранных грибков, чтобы убедиться, что нашли все.
«Прятки в комоде». На глазах у ребенка кладете игрушку в один из ящиков комода. «Пусть кукла/зайка пока там посидят, а мы с тобой поиграем!» Пару минут бегаете-прыгаете-читаете стишки, а потом спрашиваете у крохи: «В каком же ящичке спряталась кукла/зайка?» Пусть он покажет пальчиком, а потом откроет ящичек и проверит. То же самое можно повторять, пряча бусину или пуговицу в игрушечный комод. Так мы тренируем способность удерживать внимание на объекте, не смотря на отвлекающие факторы.
«Кручу-верчу, запутать хочу». Если откинуть все предубеждения, связанные с привокзальными мошенниками, игра в «наперстки» может быть очень полезной. Прячете маленькую игрушку под непрозрачный стаканчик, потом показываете ее малышу снова. «Нет шарика! А вот же он где!» Потом добавляете второй стаканчик (пустой). Пару раз меняете их местами (сначала медленно, потом — быстрее) и предлагаете определить, где игрушка.
«Оператор чистоты». Обычная уборка комнаты может быть не только веселой игрой, но и тренировкой внимания. Допустим, мама берет контейнер и говорит: «Оператору дали задание обнаружить все машинки и принести сюда!» Потом берет другой контейнер и продолжает: «Пришло время найти все кубики!» И наконец: «А сейчас оператору надо собрать всех зверушек!»
«Порядок в сказках». Многие традиционные сказки предполагают строгую последовательность появления героев. Например, «Теремок», «Колобок», «Репка». Удерживать эту последовательность в уме — значит быть внимательным. Делайте паузы, когда рассказываете знакомую сказку. Например, «Позвал дед бабку. Тянут – потянут вытянуть не могут. Позвала бабка… кого она позвала?» Подскажите на первых порах, если малыш не может произнести или изобразить ответ. А деток постарше можно, наоборот, запутать: «Наверное, бабка позвала мышку? Нет, не мышку? А кого?».
«Найди пару». С двух до трех ребенок уже может удерживать внимание на двух признаках предметов, а вот учитывать три признака (цвет-размер-форма) пока сложно, однако пробовать можно. Если у вас есть набор пластиковых или деревянных кубиков разной формы, вы можете взять один и попросить найти такой же или дать задание словами («Принеси маленький желтый кирпичик»). Малышу будут интересны игры, где нужно найти парную картинку или соединить тень и ее владельца.
Паззлы помогут тренировать сосредоточенность внимания. Выбирайте простые наборы из 4-6 крупных элементов. Более сложная вариация — кубики, из которых нужно складывать картинки. Тренировать сосредоточенность помогает и сортировка круп, макаронных изделий, пуговиц и других мелких предметов.
С трех до четырех
К трем годам практически все детки уже могут говорить развернутыми предложениями. От манипуляций с предметами они начинают потихоньку переходить к сюжетно-ролевым играм. И тут открывается широчайший простор для выбора способов тренировки внимания. Впрочем, про «малышковые» игры тоже не стоит забывать — просто потихоньку усложняйте их условия и вплетайте в новые сюжеты.
«Магазин». Разложите на столе несколько предметов. К примеру, яблоко, грушу, упаковку йогурта и печенье, если у вас продуктовый магазин. Или ручки-линейки-блокноты, если это — промтоварный. Пусть продавцом будет плюшевый мишка, а к нему в магазин приходят за покупками разные звери. Когда появляется очередной покупатель, малыш должен закрыть глаза, а потом открыть и определить, что купил зайка (что исчезло с прилавка). Потом, что купил лисенок и т.д. Когда придет очередь вашего чада отправиться за продуктами, закройте глаза сами, а потом определите, что «купил» малыш.
Отправляясь в настоящий магазин, проговорите список покупок (три-четыре пункта), а потом попросите найти в магазине все, что вам нужно.
«Ладошки». Не путать с ладушками! Речь о том, чтобы двое игроков встали друг напротив друга и поочередно встречались то двумя ладошками, то левой, то правой, постепенно ускоряя темп. Полезны игры, где нужно резко отдернуть руку, когда твой партнер собирается хлопнуть ее своей ладонью, или где все игроки устанавливают пальчики на чью-то ладошку и должны отдернуть их, когда ладошка сжимается в кулак («Папа, мама, жаба — хвать!»).
«Опиши маму». Пусть малыш сначала посмотрит на маму, а потом отвернется и расскажет, во что мама одета, какого цвета у нее платье, есть ли украшения, как выглядят волосы и т.д. А теперь нужно отвернуться еще раз, а после найти, какие новые детали мама добавила в гардероб. Например, накинула платок на плечи или распустила хвостик. Так же можно играть с друзьями на площадке. Кто вспомнил больше деталей в облике другого – тот и молодец.
«Повторяй за мной». Можно копировать друг у друга движения танца или повадки животных. А потом переходить к детской классике — «Море волнуется раз…». Здесь нужно не только заметить все нюансы самой неожиданной позы ведущего, но и в точности ее воспроизвести.
«Путаница» в разных вариациях. К примеру, «летает – не летает». Сначала ведущий все делает правильно. Говорит: «Самолет» и поднимает палец вверх, говорит: «Лягушка» и опускает палец вниз. Когда ребенок привыкает повторять за взрослым, тот подает неверный сигнал (палец вверх для того, кто рожден ползать). Малышу важно сохранить концентрацию внимания и не сбиться. То же самое в игре «Нос – ухо» и т.п.
«Танцуй под мои барабаны!» Сначала взрослый отбивает медленный ритм и дает ребенку задание неспешно под него притопывать, маршировать или танцевать. Потом быстрый ритм, под который малышу нужно ускориться. Потом довольно быстро чередуем ритмы. Но все это — легкие задания. Что, если инструкция изменится: под медленные «барабаны» нужно прыгать быстро, а под быстрые — двигаться медленно?
«Читатель нового уровня». Подросший ребенок может сам пересказывать услышанные истории или увиденные мультфильмы. Бесценный навык для школьного обучения! А сколько приятных сюрпризов таят детские журналы: тут и лабиринты – бродилки, и похожие картинки, на которых нужно найти пять отличий, и рисунки, на которых спрятаны «секретные» предметы. Сплошное дидактическое пособие по развитию внимания!
Игры для прогулки. На улице дайте малышу инструкцию, состоящую из последовательности нескольких действий: «Сначала ты скатываешься с горки, потом кружишься на месте, а потом поднимаешь камушек с земли и приносишь мне». Или: «Сначала три раза подпрыгни, потом топни ножкой, а потом хлопни в ладоши». Справиться только самый внимательный! Если под рукой есть мяч, поиграйте в «съедобное – не съедобное» — в такой игре тоже зевать некогда.
«Кукольный дом» или «Гараж». Вместе с ребенком постройте домик из нескольких комнат, рассадите по нему пупсов и зверят — кто-то на кухне, кто-то сидит на диване, кто-то купается в ванночке. Обсудите, кто что делает. Потом пусть малыш отвернется, а вы поменяйте героев местами и спросите, что изменилось. Например, зайка пришел на кухню к ежику, а Машенька ушла погулять из домика. Аналогично можно играть в гараж из нескольких боксов: какая машинка приехала, какая уехала или перебралась в гости к своей соседке?
Отличное внимание — для будущих подвигов
Наверное, вы заметили, что многие перечисленные игры тренируют не только внимание, но и память. Это происходит не случайно: ведь обе психические функции и в жизни зачастую работают в тандеме. Чтобы что-то запомнить нужно в первую очередь обратить на это внимание, сконцентрироваться на объекте, выделить его из «фона». А чтобы удерживать на чем-то внимание, нужно помнить об этом.
Развитие внимание тесно связано и с развитием речи. Овладевая способностью говорить, ребенок может значительно эффективнее управлять своим вниманием. Нередко малыши сами дают себе указания и инструкции — так им проще выполнить сложную задачу. Поддерживайте и развивайте эти первые шажки к возникновению произвольности и самоконтроля.
Помогайте, если малышу не хватает внимательности для выполнения сложных, многокомпонентных действий. Дробите одно большое дело (например, одевание или накрывание на стол) на много маленьких. Или сначала делайте все вместе с малышом, обращая его внимание на последовательность действий, потом потихоньку поручайте ему часть операций, помогая при затруднениях. После этого ребенок сможет действовать полностью самостоятельно.
Развитое внимание станет основой для успехов малыша в самых разных сферах. Со временем, он будет увереннее чувствовать себя в играх по правилам со сверстниками, ему будет проще поддерживать порядок в комнате и конечно, он подойдет более подготовленным к школьному обучению.
Присоединяйтесь к сообществу Тёмы в социальных сетях