Проснемся ли мы в новой школе после спешного внедрения ДО?
Очень много обсуждений сейчас того, что ситуация внезапного дистанционного образования даёт нам шанс изменить традиционную классно-урочную школьную систему, построить совсем другую школу, да и вообще хоть ввести в школу дистанционное образование системно. Как будто форма изменит суть…
В реалии пока мы видим чёткое дублирование традиционного образования в онлайн различными методами. Да и то не везде, а только там, где позволяют технические возможности. Как вынужденную меру.
Изображение Mudassar Iqbal с сайта Pixabay
А на самом деле:
— постоянно виснет всё там, где какие-то платформы и продукты есть, и где их начали применять,
— учителя в регионах вынуждены ездить в школы выставлять оценки и заполнять журнал, поскольку доступ только из школы,
— по некоторым школам 50 процентов обучающихся не имеют доступа к интернету, либо очень низкая скорость, либо отсутствуют нужные устройства. По некоторым школам таких 100 процентов. И это не отдалённые регионы.
Данных об уровне ИКТ компетенций учителей системно не собиралось, около половины имеют какие-то региональные курсы за плечами какого-то качества. Примерно 10 процентов готовы применять ИКТ системно, если речь не о презентациях и конспектах, напечатанных в word.
Даже очень новаторские и передовые школы не отходят от традиционного построения образовательного процесса, предметного деления, расписание онлайн приближают к оффлайн и структуру урока сохраняют. Потому что и нагрузка учителей привязана к зарплате, и итоговая аттестация, в перспективе, и выполнение программ…
Вот так в большинстве государственных школ этот процесс обосновывается стремлением «хоть как-нибудь» организоваться под давлением программы, родителей, управления и множества внешних факторов, а ещё внутренней неготовности учителей вообще к ДО и уж тем более неготовности создавать что-то новое, и внутренней неготовности учеников (отсутствие навыков самостоятельной работы без внешнего контроля и давления, отсутствие технических возможностей и т.д.).
В частных школах — влияние учредителя и финансовой зависимости от родителей.
Образовательные платформы для ДО опираются на существующие программы и учебники, иначе они не будут продаваться, если не соответствуют, а они все — коммерческие продукты… (практически нет платформ без деления на предметы и каким-то другим пониманием процесса обучения. Наверное, только Глобаллаб отличается от всех своей структурой и подходом к организации обучения. Может, я ещё чего-то не знаю.
В итоге ДО всеми рассматривается с точки зрения обучения как временная вынужденная мера, которую нужно переждать, а потом «нагонять» программу. Тут не до творчества и новаторства особо…
Где-то из опыта применения возможно родятся форматы очно-заочного обучения с применением ДО для реализации индивидуальных учебных планов по существующим программам, элементы применения различных инструментов к управлению (онлайн планёрки, единый школьный электронный календарь, может электронные журналы появятся не как «двойная бухгалтерия» или когда одна Мариванна за всю школу заполняет, а их станет две или три на школу).
Где-то в школу войдут новые инструменты как способы наглядности и попыток мотивации…
Где-то разовьётся негативное отношение и отторжение.
Где-то зависть…
А пока так и происходит механическое дублирование процесса. И это понятно, нужно организовать.
За этим уже возникает общая усталость и дискомфорт:
— учителей (подготовка и «урок за стеклом» требуют больше сил и времени, серьёзной эмоциональной нагрузки, потому что не каждый учитель и не каждый человек может и готов разговаривать с экраном компьютера и работать на всеобщем обозрении, тут не до фантазий и новаторства, сделать бы хоть как)…
— родителей, которые не привыкли 24/7 с детьми, ещё и учить их…
А у детей растёт скука по обычному общению, живым эмоциям, спортивным секциям и музыкальным школам, проказам на уроках, посидеть рядом на переменках, даже уставившись каждый в свои телефоны.
Они даже не думают о том, что классно-урочная система устарела, что школа может быть без деления на предметы, без звонков и скучных уроков.
Дети ходят в школу общаться и играть. В каждом возрасте свои игры.