Профориентация в школе. Советы практика
Этот текст — продолжение статьи О профориентации школьников. Оба текста написаны на основе моего практического многолетнего опыта.
Главное в нашей практике профессиональной ориентации — это создавать ситуацию выбора профессий. Особенно чрезвычайно важна система в профессиональной ориентации в среднем звене школы. Об этом говорит и мировой опыт.
В средней школе
Начиная с 5-6 классов и до 9 класса ситуацию познания, выбора, пробы целесообразно обеспечивать за счёт факультативов по интересам. То есть основное содержание факультативов — не дотягивать по школьному предмету, а, напротив, школьный предмет или предметы привлекаются для обогащения познаний о той или иной профессиональной сфере. Конечно, в идеале на факультативы надо бы привлекать специалистов из профессиональных учебных заведений, производственников, предпринимателей. Это непросто. Но попытаться продумать механизм и для этого очень необходимо.
Думаю, как раз для профессиональной ориентации необходима в разумных пределах интеграция школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, предприятий.
Из личного опыта
В школе на протяжении долгого времени не было уроков труда для мальчиков. Мастерские есть, но в запустении. Я пришёл на короткое время работать психологом. Пользуясь связями со времени работы в службе занятости, обратился к директору профессионального училища ближайшего. Составили договор содружества школы и училища в трудовой подготовке ребят. Был назначен мастер для занятий с ребятами. И я лично сам сопровождал учеников раз в неделю на 4 часа заниматься в мастерской училища.
Ученики с настороженностью вначале отнеслись к этому. Но мастерство работы с ними профессионала производственника совершило чудо. Парни занимались настоящим делом, которое укрепляло в них самоуважение.
В старшей школе
В старшем звене школы очень важно создать условия, в первую очередь, для корректной профессиональной индивидуальной диагностики склонностей, профессиональной направленности и индивидуального консультирования.
Для успешной адаптации к современным условиям рынка труда важно прорабатывать с ребятами основные, запасные и на крайний случай варианты профессионального выбора, ибо сегодня одной, двух, трёх и т.д. специальностей мало, чтобы быть защищённым наверняка от безработицы и чтобы повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Всегда, а особенно в современных условиях, необходимо, чтобы выпускники школы уже имели какие-то рабочие профессии, разумеется, чтобы владели этой профессией хотя бы на начальном уровне.
Во-первых, окончив школу с начальной профессией, выпускник уже в чём-то защищён. То есть в случае неудачи при поступлении в вуз молодой человек обращается к нам в службу занятости, и мы помогаем укрепить квалификацию по профессии посредством молодёжной практики, курсов. У молодого человека, таким образом, повышается шанс на трудоустройство. Соответственно, укрепляется уверенность в своих возможностях и сохраняется мотивация на дальнейшее повышение образования.
Думаю, целесообразно продумать механизм совместной работы школ и профессиональных училищ, колледжей, а не только вузов, начиная с 9-10 класса. То есть стартовая рабочая профессия никому в жизни помехой не будет.
Конечно же, в рамках профессиональной ориентации важно помогать ребятам познавать себя, свои возможности с учётом индивидуальных особенностей, особенностей познавательных процессов. Затем корректно консультировать, проговаривать, что может сопутствовать успешности, а что может затруднять в достижении желаемого профессионального выбора.
Но последнее слово всё же принадлежит самим учащимся. Повторяю, меняющиеся условия могут сыграть стимулирующую роль. Ценно то, что молодой человек в результате оказанной ему профессиональной помощи будет знать свои сильные и относительно слабые качества.
Ошибки в выборе профессии не страшны
В принципе в условиях рынка труда ошибки в выборе профессии не страшны. Важно, чтобы человек не впадал в отчаяние, в тревожное состояние. Психологическая наука говорит о том, что если профессия, полученная человеком, не соответствует его индивидуальному типу, то это может нанести тяжёлый ущерб физиологическому здоровью организма, ибо несвойственная работа вызывает сильное истощение. Да это так. Но всё же не следует воспринимать это положение науки категорично. Всё сугубо индивидуально. Очень важно, чтобы каждый человек имел возможность получить своевременную консультацию психолога.
Приверженность человека одной профессии в течение всей жизни совершенно не обязательна. Да это и невозможно бывает для кого-то именно в условиях рынка труда. Напротив, нередко человек оказывается за воротами предприятия, фирмы не потому, что плох сам по себе, а потому, что давно уже чувствует дискомфорт на работе и уже не цепляется за свою профессию, то есть не испытывает нужды совершенствоваться в профессии. Работает по сложившимся стереотипам. Но, как правило, сам себе человек не признаётся в этом и склонен объяснять свои неудачи какими-то причинами, якобы независящими от него. И по большому счёту служба занятости должна стать той социальной нишей, где человек в этой ситуации может получить поддержку и помощь. По такому принципу работают службы занятости в развитых государствах. У нас это пока далеко не так. Но ситуация должна меняться в интересах человека.
Мне также довелось в течение ряда лет совмещать работу в качестве психолога в городской больнице восстановительного лечения. Проводил психологическую диагностику больных, сложно поддающихся лечению. Немало было больных, которые просто-напросто пестовали свою болезнь, неосознанно используя её как защиту от проблем, в том числе и профессионального плана, то есть проблем с работой. Разумеется, это тоже следствие отсутствия своевременной профессиональной ориентации в жизни этих людей. В ходе продолжительных коррекционных бесед по результатам обследования нередко удавалось помочь больным принять необходимость рационального решения своих проблем, после чего у больного укреплялась уверенность в том, что как бы трудно ни было, но безысходности всё же нет, оптимальный выход найти можно. Таким образом, прекращая «беречь» свою болезнь, человек поддавался лечению и выздоравливал и становился способным решать свои проблемы, в том числе и с работой, не исключая возможность смены своей профессии на другую.
Профессиональная ориентация — действительно важное условие в предопределении успешности в будущем профессиональном пути молодых людей, а соответственно их благополучия в жизни. И, естественно, необходимо всем заинтересованным структурам принять участие в реальном совершенствовании системы профессиональной ориентации на серьёзном деловом уровне. Школа не должна быть одинока в решении этой важнейшей государственной задачи в интересах граждан и особенно подрастающего поколения.