Про стыд, вину и ответственность
Стыд и вина – важные социальные эмоции, регулирующие отношения между людьми. Они делают человека отзывчивым к чувствам и мнениям других людей. С одной стороны, эти эмоции помогают наладить контакт, а с другой — могут выступать и барьерами в общении из-за их болезненности, а нередко стыд и вина перед другим человеком приводят к прерыванию отношений. Стыд и вина – близкие, но не одинаковые понятия. Переживание стыда связано с тем, что человек осознает нарушение им общих норм, принятых в обществе. Переживая вину, человек нарушает свои личные нормы и законы.
Вина (неприятие своего поступка) и стыд (непринятие себя) сопровождают человека с самого раннего детства, и формируются под влиянием близкого окружения ребенка. Считается, что чувство вины начинает формироваться, начиная с 3-летнего возраста, а стыд возникает гораздо раньше. Вина является более зрелой и выраженной эмоцией по сравнению со стыдом. Вину иногда можно рассматривать как проявление совести. Но нездоровая (невротическая) вина возникает тогда, когда родители постоянно одергивают ребенка: критикуют, поучают или наказывают. Ребенок начинает чувствовать вину не только за свои поступки, но и за желания, отвергая ту часть себя, которая не находит одобрения или поддержки извне. Закрепляясь, как реакция на искаженное восприятие себя, невротическая вина начинает формировать в ребенке позицию жертвы, всегда и во всем виноватого. Это чревато развитием у ребенка множества комплексов. Пребывая постоянно в состоянии невротической вины, человек постоянно обесценивает свои проявления.
Вина и стыд тесно связаны с уровнем ответственности. Ответственность – это важное личностное качество, присущее зрелой личности. Но формируется оно постепенно, начиная с самого раннего возраста. Часто путают понятия ответственный и послушный. Ответственность – это способность отвечать за последствия своих решений и поступков, а это предполагает способность ребенка принимать решения. Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, но как сформировать в ребенке здоровое чувство ответственности?
Возраст 3,5-5 лет – прекрасный период для того, чтоб приучать ребенка к ответственности. Самая большая ошибка родителей в том, что они считают чадо слишком маленьким и пытаются контролировать его во всем. В этом возрасте дети вполне готовы выполнять несложные домашние обязанности: сложить игрушки, убрать в комнате. Если упустить начало воспитания ответственности в этом возрасте – дальше это будет делать все сложнее. Главное что надо помнить – что это непрерывный и ежедневный процесс. Надо уделять внимание разным сферам ответственности.
-
Ответственность за собственную жизнь, безопасность и здоровье.
-
Ответственность за свои действия, связанные с благополучием других людей. «Мама спит, она устала, ну и я шуметь не стала…». Надо объяснять ребенку, что надо уважать и понимать потребности других, их права. Это очень важно, это основа строительства здоровых отношений с людьми.
-
Ответственность за свои вещи.
-
Ответственность за живых существ. Необходимо поручать ребенку обязанность по уходу за животными или растениями.
-
Ответственность за свое слово и принятое решение. Это самый сложный и длительный процесс. Необходимо акцентировать внимание не тех обещаниях, которые дает ребенок, и следить за их исполнением.
Процесс воспитания ответственности облегчает наличие ясных и неизменных правил, которые позволяют ребенку чувствовать границы, свои и чужие, родительскую надежность и понятия опасности и безопасности. Обязательно нужно давать возможность прочувствовать последствия своих действий или бездействия. Это формирует осознанность, понимание правил «изнутри».
Ответственность невозможно воспитать, не давая ребенку самостоятельности. Как известно, существуют различные типы родительского воспитания: авторитарный, попустительский и авторитетный. При авторитарном стиле присутствует жесткий контроль над поведением, что лишает ребенка какой-либо инициативы и возможности принимать решения, ребенок просто подчиняется, привыкая к тому, что за него решают. При попустительском воспитании поведение ребенка ничем не ограничивается и в результате он не способен слушать ни других, ни себя, ни отвечать за что-то. Самые ответственные дети вырастают у авторитетных родителей, которые сочетают необходимую степень контроля и поддержку самостоятельных решений, четкие правила, которые обсуждают с ребенком.
Необходимо помнить об уровне ответственности, который соответствует возрасту ребенка. Нагружая ребенка непосильной ответственностью и неадекватными ожиданиями, мы способствуем появлению у него нездоровых чувств вины и стыда. Иногда родители сознательно используют стыд для наказаний. Надо помнить об очень важном моменте: не дать перейти чувствам стыда и вины в нездоровую стадию. Использовать эти эмоции можно, только оценивая конкретные поступки ребенка, а не его личность. Нельзя позволять задерживаться долго в этих чувствах, потому что они очень разрушительны. Даже взрослый не может комфортно пребывать долгое время в чувстве стыда или вины, а для ребенка эта ситуация просто невыносима. Ведь он не умеет правильно справляться с этим, и его способы избавления от тягостных чувств иногда приводят к еще большим проблемам. Ребенок может устраивать истерики, плакать навзрыд, перекладывать вину на другого человека, может стремиться к самонаказанию или провоцировать на наказание взрослого. Чтобы избежать закрепления этих негативных стереотипов необходимо соблюдать некоторые правила.
-
Не стыдить, вызывая чувство вины.
-
Четко объяснить, что сделал не так.
-
Подсказать, что можно сделать в данной ситуации.
-
Дать возможность исправить ошибку.
-
Помнить о возрастных особенностях и возможностях ребенка (например, не оставлять пятилетнего ребенка с ватагу пятилетних мальчишек одних в комнате с дорогой мебелью и посудой)
Научить ребенка здоровому чувству вины – значить сформировать у него адекватную самооценку, научить думать о своих интересах, принимать себя таким, какой есть, правильно выражать чувства (в том числе и негативные) и отвечать за себя и свои поступки.
Главное в воспитании — не злоупотреблять своей властью и контролем, развивая ответственность в ребенке. А вина и стыд вообще довольно опасные эмоции, требующие осторожного обращения.
Ирина Иванникова