Пришел веселый май!
Наступила весна. Солнце светит ярче, небо стало выше, появилась первая зелень – природа просыпается и расцветает, а вот с человеком все происходит ровно наоборот!
С точки зрения медицины, к весне наш организм истощает накопленные ресурсы. Ориентируясь на изменения светового дня и температуры, перестраиваются наши биологические часы, идет привыкание к новому режиму, в итоге человек становится очень уязвимым физически и психологически…
А что происходит в это время в школе? Учителя подтвердят – школьные программы выстроены таким образом, что изучение самого сложного и объемного материала приходится на вторую половину учебного года. Весной же, начинается ряд четвертных, годовых, итоговых контрольных и аттестаций, а у выпускных классов еще и экзамены «на носу». Умственные и психические нагрузки в конце года очень велики – как же со всем этим справиться?
Урок на природе — не помешает, а поможет образовательному процессу
Пожалуй, каждый родитель и учитель сталкивался с ситуацией, когда весной школьник с трудом сосредотачивается на уроках, начинает лениться или изводить нас своей непонятливостью на пустом месте. Увы, дети не всегда могут осознать, что причина такого состояния – элементарная усталость…
- Рассеянность и невнимательность. Ребенок делает нелепые, глупые ошибки на уроках или, выполняя домашнее задание, даже по тем предметам, где раньше было все хорошо.
- Заторможенность. Может подолгу сидеть без дела, совершая однообразные механические действия. Не сразу реагирует на обращение, забывает убирать за собой вещи на место, неожиданно засыпает в нехарактерное для него время.
- Гипервозбуждение. Смотря фильмы, читая новости или соцсети, возбуждается больше обычного. Лихорадочно отстаивает свое мнение, активно спорит по незначительным поводам.
Если, наблюдая за ребенком, вы замечаете эти признаки, возможно, стоит подумать – как изменить ситуацию и помочь ему справиться с нагрузками?
Что предпринять родителю?
Рецепты восстановления сил известны давно и они по-прежнему действенны. Любую деятельность необходимо дозировать, подходы к ней нужно разнообразить, а еще важно больше двигаться и хорошо питаться.
-
Настроить режим питания и отдыха
Согласуйте с ребенком время общения с друзьями – конец года не повод лишать школьника прогулок, просто договоритесь о таком режиме, который не будет вредить подготовке к контрольным или экзаменам. Или еще лучше – заведите привычку вместе выходить на прогулку перед сном. Вы можете просто общаться, а можете повторять что-то из выученного днем. Перед сном выпейте по чашке травяного чая и отключите wi-fi.
Что касается питания, то кроме всего полезного, что готов есть ваш ребенок, имеет смысл, в разумных пределах, увеличить дозу сладкого – поставщика углеводов, необходимых интенсивно работающему мозгу (темный шоколад, например, содержит антиоксиданты и снижает уровень стресса).Пьете витамины? Здесь важна системность — установите ребенку на телефон приложение, которое будет напоминать о времени приема.
-
Гасить конфликты и чаще обнимать
Сейчас не лучшее время для ссор. Хочется, конечно, отчитать его за потерянную форму, но лучше вместе подумать – где и как ее теперь найти. Хорошие отношения с родителям – значительная экономия моральных сил подростка. Ваш выпускник уже не хочет обниматься? Подержите его за руку или погладьте по голове, просто посидите рядом. По мнению психологов, в ласке нуждаются не только малыши, но и подростки – дети у которых сохранился телесный контакт с родителями, более сообразительны, и легче сохраняют позитивный настрой.
-
Позволять иногда лениться
Стоит трезво оценить ситуацию – способен ли ребенок вытянуть оценку по сложному для себя предмету, действительно ли это важно? Зачастую, именно завышенные родительские ожидания приводят к нервным срывам у школьников в конце года. Если способен – помогите, если важно – возможно, стоит временно отказаться от каких-то кружков или секций, чтобы сосредоточиться на действительно важных делах, не распыляясь, и не пытаясь успеть сразу все.
Что предпринять учителю?
Если родители решают проблему конкретного уставшего ребенка, то учителю приходится работать с целым классом, где весенняя усталость у каждого может выражаться очень по-разному. Как настроить учеников на рабочий лад, провести урок эффективно и не сорвать подготовку к экзаменам?
-
Физическая активность и уроки на свежем воздухе
Небольшие разминки давно присутствуют в учительском арсенале. Старшеклассников сложно убедить выполнить даже простые упражнения, но вы попробуйте предложить им… подышать. Пусть они закроют глаза, сосредоточатся на себе и своих мыслях, сделав несколько глубоких ровных вдохов (если детям нравится, предложите им сделать несколько вдохов через одну ноздрю, затем через другую, поочередно прикрывая нос рукой). Дыхательные практики широко применяются в йоге и других, гармонизирующих системах физических упражнений. Они позволяют успокоиться, расслабиться, снять излишнее напряжение и переключиться, в нашем случае, с событий перемены, на рабочий процесс. Уверены, что в классе нет аллергиков – используйте аромалампу, добавив в неё несколько капель масла розмарина, апельсина или мяты – их эфирные свойства выровняют настроение, освежат, усилят мозговую деятельность учеников.
Если урок не предполагает изучения нового материала (например, проверяете стихотворение наизусть), его вполне можно провести и на свежем воздухе. Рассказывать стихи в школьном саду среди цветущих деревьев приятнее, нежели в классе.
-
Нестандартные уроки
Проведите уроки, направленные на повторение пройденного в формате игр, конкурсов, олимпиады или эстафеты. Используйте онлайн платформы для подготовки к экзаменам. Так образовательный портал «ЯКласс» предлагает изучать или повторять темы, выводя материал с помощью мультимедийного оборудования на экран – выполняйте тесты, разбирайте ошибки. Подробнее о возможностях платформы мы писали в этой статье, а о нестандартных формах подготовки к экзаменам – в этой. Элементы геймификации* в учебном процессе обеспечивают эмоциональное включение детей, устраняют страх ошибки и снижают стресс, помогают разнообразить уроки, способствуют мотивации к обучению и эффективному закреплению знаний, что собственно, нам сейчас и требуется.
-
Создание атмосферы и уюта
Живые цветы, аквариум с рыбками, интересно оформленный классный уголок – традиционные способы создать позитивный настрой у учеников. А вы попробуйте завести в кабинете мини-библиотеку или шкафчик для буккросинга. Дети могут приносить свои любимые книги в класс – пользуйтесь моментом – обсуждайте прочитанное, рекомендуйте ребятам свои любимые произведения или книги, которые стоят их внимания, но не входят в школьную программу.
Уютный уголок в учебном классе повысит настроение и учителю, и ученикам
Сформируйте в рабочем компьютере плей-листы разной направленности. Вы можете ставить на перемене активную модную, или спокойную классическую музыку, управляя настроением детей, побуждая их к активности, или, наоборот – к расслаблению. Включите классику или музыку со звуками природы (шум моря, например) во время контрольной или теста, возможно, вашим детям будет легче работать в таком формате.
Провести первый месяц настоящей весны продуктивно и без ущерба для образовательного процесса, пожалуй, вполне реально, если не идти против природы. Позвольте организму спокойно адаптироваться к смене сезонов, а мозгу, к увеличению нагрузок и ответственности. Интегрируйте в учебный процесс или семейный уклад комфортные для себя и детей приемы, и все сложится, правильно.
* геймификация — от англ. «gamification», «game»(игра) +ification.) — это использование игровых элементов в неигровом контексте, то есть процесс, когда элементы игры используют для достижения реальных целей.