Пресс-релиз: ГРЕЦИЯ Максима Клименко. Мифы, красота и гармония
ГРЕЦИЯ Максима Клименко. Мифы, красота и гармония
В первой части своего интервью Максим рассказывал больше о личном, вторая часть посвящена искусству, женщинам Греции и не только.
Мы говорили с Вами по телефону по поводу женской темы для нашего журнала. Ваше предложение мне очень понравилось! Не могли бы вы рассказать более подробно.
Я именно это хотел сказать, поскольку, как я понимаю, у вас преимущественно женская аудитория. Греция, не побоюсь этого слова, совершенно уникальная страна, по значению женщин в её истории и культуре. И по отношения к женщине в том числе. Ведь мы не задумываемся над тем, что идеал женщины, женской красоты, женского ума и гармонии, мы получили именно оттуда, из Древней Греции! Мы приняли это как наследие великой Европейской культуры! Но сама Европа приняла это от Древней Греции и от Греции христианской. Можно привести массу примеров, начиная с древнегреческой мифологии. Мы все знаем о проклятии Кассандры, путеводной нити Ариадны, ящике Пандоры. Всё это мы видим и знаем, как некие образы, но за ними стоят конкретные женские персонажи Древнегреческой мифологии. Мы знаем о крылатой Нике – богине победы. Мы знаем про Афину – деву и воительницу. Достаточно сказать, что ни в одной другой мифологии древнего мира не было такого, чтобы женщина выиграла спор у мужчины.
Я с Вами согласна. Это было, скорее всего, табу.
Это было табу. Но именно Афина, поспорив с Посейдоном – родным братом, о том кому будет принадлежать основанный город, чьё имя будет носить, одержала победу. Вы знаете эту прекрасную легенду о том, что Посейдон ударил трезубцем и потекла вода. Он дал воду, что так необходимо для Средиземноморья – местности с достаточно сухим климатом. Без воды нет жизни. Но Афина его превзошла – она посадила оливковое дерево, и жители города единодушно отдали пальму первенства Афине. Поэтому и город носит ее имя. И она была избрана его покровительницей. С тех пор оливковая ветвь — ветвь Афины, играет огромную роль в культуре Древней Греции. Оливковая ветвь – символ мира. Её приносили в знак заключения мира. Я уже не говорю о роли оливкового масла, маслин в культуре Средиземноморья – это примерно, как хлеб для нас. Без этого ни один грек себя не мыслит! И всё это благодаря победе Афины над своим братом Посейдоном.
Мы можем бесконечно говорить о том идеале любви, который был в Древней Греции. Вспомним – вечная любовь, которая не умирает: Орфей и Эвридика. Единственный смертный, который спустился в подземное царство Аида и вывел оттуда свою возлюбленную! Этот идеал воспет всей Европейской культурой. В живописи, в скульптуре, литературе, в поэзии. Мы знаем и первый любовный роман в мире. Это роман «Дафнис и Хлоя».
«Дафнис и Хлоя» – история двух влюблённых. Это античный любовный роман, который лёг в основу всего жанра мировой литературы. А прекрасная история про скульптора Пигмалиона?
Это широко известная история.
Скульптор, который изваял статую такой красоты, что и сам влюбился в неё. Он одевал её в дорогие одежды. Украшал драгоценностями. Приносил ей изысканные яства. И когда наступило время празднования в честь Афродиты, он попросил Афродиту дать ему жену такой же красоты, как статуя, которая вышла из-под его резца. Но Афродита, разгадав его тайное желание, оживила статую. Так появилась Галатея, которая стала женой Пигмалиона. Ещё один символ бессмертной любви. Когда красота и любовь творят чудеса. И этот символ прошёл через всю Европейскую культуру – Пигмалион и Галатея. Начиная от древнегреческих трагедий, и заканчивая пьесой Бернарда Шоу. Знаменитый мьюзикл «My fair lady», который восходит к этому мифу. Вот чем мы обязаны Древней Греции и её наследию. И ещё хотел бы сказать, об этом у нас мало кто знает, что роль женщины в культуре Древней Греции не идет ни в какое сравнение ни с одной цивилизацией, которые ей современны. К сожалению, мы об это ничего не знаем. Мы не знаем ничего про Сапфо, ну кроме имени разве что – первая женщина поэтесса.
Первая женщина поэтесса, первая женщина лесбиянка…..
Она не была лесбиянка. Опять же понимаете, это уже последующий налет. Потому что кому-то хотелось.
Немножко грязи?
Немножко клубнички. Дело в том, что для Древней Греции были нормальны отношения возвышенные, которые не переходили в отношения интимные, как между мужчинами, так и между женщинами. Они даже культивировались.
Женщина в Древней Греции жила в своём мире, на своей половине. У женщины была соответствующая «тусовка», окружение. Женщины не только растили детей, пряли и т.д. Образование в Древней Греции всячески приветствовалось. Она знала поэзию, музыку, философию. Ведь те же гетеры – отсюда «Этерия», т.е. приятное общество. Гетера должна была украшать собою собрание мужчин. То, что мы называем пир, а греки называли «симпосий» – отсюда симпозиум. Гетера должна была не ублажать телесно, а она должна была развлекать духовно и интеллектуально. Гетера выбиралась с тем, чтобы она могла поддержать разговор о философии Платона и Аристотеля, что она знала наизусть Сократа, она знала древнегреческую поэзию и мифологию. Она умела играть на арфе, она умела танцевать, то есть самое близкое, что приходит на ум, но в другой культуре – это гейши. И более того, гетеры изначально были жрицами Афродиты. Они были служительницами культа.
Т.е. так же, как и гейш, их обучали в школах?
Да, при храмах Афродиты. Как при храмах бога врачевания Асклепия – асклепионах, обучали медицине. Мы знаем, что Гиппократ в первую очередь, был жрецом бога Асклепия и приносил ему жертвы, а уже во вторую — врачом. Но поскольку святилища Асклепия были и первыми больницами, то все жрецы, как тибетские монахи, владели искусством медицины и хранили свои секреты, передавая их из поколения в поколение. Врачебное искусство было на высочайшем уровне. Делали зубные протезы во времена Гиппократа и трепанацию черепа, в том числе операции на открытом черепе. Представляете, какой уровень! За много тысяч лет до нашего времени. Вот здесь необходимо сказать, что при том, что женщине много запрещалось из того, что разрешалось мужчинам, например, запрещалось участвовать в Олимпийских играх. Но мы знаем историю женщины, которая переодевшись в мужское платье, проникла в Олимпию на стадион, потому что она хотела видеть своими глазами, как победит в состязаниях её сын. И когда она своими криками выдала себя, её не убили, а ей поставили статую, как матери победителя Олимпиады. Вот отношение к женщине! Вы встречали что-то подобное в других культурах Древнего мира? Ничего подобного не было. Не забудем так же и то, и об этом мало кто знает, что дельфийский оракул Пифия – тоже была женщиной.
Это достаточно известный факт.
Но, тем не менее, когда мы говорим оракул, у нас слово «оракул» мужского рода. И не все знают, что это были жрицы Аполлона Дельфийского, которые и были прорицательницами. Это тоже говорит об особой роли женщины, которая была в Древней Греции и, хотя христианство многое изменило, мы знаем и в христианской истории Греции примеры как минимум трёх женщин, которые влияли на судьбы Византийской империи. Все три причислены к лику святых и каждая из них заслуживает отдельной книги, отдельного рассказа. Я говорю про Феодору Афинскую, которая была дочерью языческого философа, афинянка. Ирина, которая восстановила почитание икон и правила от имени малолетнего императора. И Феофано, или Феофания, — супруга императора Льва Мудрого. И все в один голос историки говорят, что лев то мудрый, но мудрость его можно смело отнести к мудрости его жены-императрицы. Эту же традицию мы прослеживаем и в новейшей истории Греции. Достаточно назвать такие имена, я опять же говорю, что этого нет в других культурах, как Ласкарина Бурбулина – пиратка и первый адмирал Российского флота, которая участвовала в борьбе Греции за независимость. Ей стоит памятник на острове Спецес. На свои деньги она снарядила флот и под Российским флагом воевала с турками за освобождение своей родины. Российское правительство пожаловало ей звание адмирала. Невиданный случай в 19 веке! Женщина адмирал! Георгиевский кавалер! Кстати, изображения Ласкарины Бурбулины были чуть ли не в каждой русской избе. Она была почти мифическим героем, которую боготворили и в Греции, и в России. До сих пор это один из главных национальных героев Греции.
Потрясающе интересная информация.
А вспомним русскую на Греческом престоле. Великая княгиня Ольга Константиновна Романова, Королева Эллинов. На полвека ставшая родной матерью для своего греческого народа. Это тоже отдельная история и, слава Богу, греки в последние годы вспомнили о ней. Недавно ей был поставлен памятник в Салониках и как-то возвращается память об этой удивительной женщине, которая очень много сделала для своей второй родины. Достаточно назвать три вещи, которыми мы обязаны исключительно ей:
Первое — это Олимпийские игры. Мало кто знает, что именно она поддержала идею возрождения Олимпийских игр. Вы знаете, что в 1896 году первые Олимпийские игры современности были проведены в Афинах. Королева Ольга отдала на это свои деньги, и не просто свои деньги. А она продала своё приданное. Бриллианты, которые ей были даны в приданое, когда она выходила замуж за греческого короля Георга Датского. Она их заложила, чтобы организовать первые в истории Олимпийские игры, и всячески поддержала их. Кстати здесь интересно, что её внук, нынешний Король Греции Константин II получил золото на Олимпийских играх в Риме в 1964 году, как лучший яхтсмен, то есть какие-то гены тоже прослеживаются. И сейчас, помимо того, что на престолах Европы мы видим потомков Великой княгини Ольги Константиновны, мы видим и возрождение интереса к этой уникальной женщине и в России, и в Греции, на её второй родине. И, чье имя никак нельзя не упомянуть – это та, кого греки почти боготворят и с благоговением вспоминают – выдающаяся греческая актриса, общественный деятель и министр культуры Мелина Меркури. Она не просто показала свою гражданскую позицию, будучи уже знаменитой актрисой, она вынуждена была оставить Родину, когда к власти пришла фашистская хунта Черных полковников и уехала в Париж, в иммиграцию. Когда хунта лишила её греческого гражданства, она заявила на весь мир тогдашнему президенту – полковнику Пападопулосу, она открыто сказала: «Я была, есть, и останусь гречанкой, а Вы были и останетесь в истории заурядным фашистом».
Хорошо сказано.
Сказать диктатору такие слова — это подвиг, потому что её реально могли убить. Она была совершенно бесстрашной женщиной. И поэтому, когда хунта пала, и Греция стала демократическим государством, вполне заслужено Мелина Меркури приняла предложение занять пост министра культуры. И сделала очень много для Греческой и Европейской культуры. Достаточно сказать, что именно ей принадлежит идея избирать какой-то из городов культурной столицей Европы. Это была идея Мелины Меркури, которую сейчас мы считаем нечто само собой разумеющимся, но без неё этого бы не было. И как не трудно догадаться, первой культурной столицей стали Афины. А через несколько лет этим городом будет древний Элевсин, город, который прославлен своим потрясающим святилищем Диметры, которое является одним из сокровищ Античной культуры и тем, что это родина Эсхила — отца древнегреческой трагедии и всего мирового театра. Потому что из Софокла, Эсхила и Еврипида вышли Шекспир и Чехов и Тенесси Уильямс и весь мировой театр. Я хотел бы сказать, что если кто-то захочет побывать в Греции, то это страна безусловно достойная того что бы там побывать, и не один раз, потому что Греция бесконечна. Я её открываю для себя уже 30 лет и боюсь, что ещё очень много открытий мне предстоит, — ведь это не только потрясающее море, потрясающей красоты природа. Удивительное ласковое солнце. Уникальные пляжи. Греция занимает второе место в мире по числу пляжей, которые имеют голубой флаг Евросоюза, за экологическую безупречность. Но это страна удивительной культуры, т.е. культура, которая начинается с Гомера, с Микенской цивилизации на Крите: с мифом о Минотавре, о храбром Тезее и его музе и возлюбленной Ариадне. Но и которая продолжается сейчас, потому что я, например, могу сказать, что современный греческий театр необычайно интересен. И мне очень отрадно, что всё больше и больше приглашают греческие труппы на различные фестивали в Россию, и, соответственно, наши постановки можно увидеть в Греции. Это не удивительно, ведь Греция — родина театра. И первые театры, кстати, как минимум два из них — это античный театр в Эпидавре на Пелопоннесе и театр Герода Аттисийкого (Иродион) у подножия Акрополя – вы можете услышать акустику, которой 2000 лет. Я не верил, пока сам не попал впервые на представление в Иродионе, что на верхних рядах слышен шёпот со сцены – это говорит об уникальной инженерной мысли тогдашних архитекторов.
Уникальную инженерную мысль я наблюдала в Риме, неоднократно, и всегда поражалась насколько совершенны строения и коммуникации Древнего Рима. Я всегда считала, что Рим был родоначальник современной инженерии, а оказывается, — нет.
Я не открою секрета Полишинеля, если скажу, что всё лучшее Римская культура впитала и развила в Древней Греции. Начиная с языка. Латинский язык на 40% состоит из греческих слов и понятий. Более того, не секрет, что образованные римляне считали свой язык варварским. Который хорош для того чтобы общаться со слугами и солдатами, а человек культурный должен владеть греческим. Это примерно, как русская интеллигенция и дворянство 19 века пользовалась исключительно французским языком, так же образованные сословия Римской Империи пользовались древнегреческим. Более того, считалось обязательным, примерно так, как сейчас наши состоятельные соотечественники посылают своих отпрысков учиться в Европу: в Кембридж, в Оксфорд, в Швейцарию, Германию и т.д., тогда же мало-мальски любой человек, который мог себе это позволить, обязан был пройти курс обучения в знаменитых философских школах. Афины времен римского завоевания, когда Греция стала провинцией Римской Империи, когда столица переместилась в Коринф, Афины были просто провинциальным городом, но это был какой провинциальный город! Это был Кембридж и Оксфорд древнего мира вместе взятые. Туда посылали юношей на обучение и не один римлянин не мог сделать карьеры в самом Риме, если не учился у Греческих философов, поэтов и ораторов. И все-все знаменитые ораторы, и общественные деятели, будь то Сенека или Цицерон прошли Афинскую философскую и риторскую школу. Более того, об этом мало кто знает, но Греция, как Крым был всесоюзной здравницей в советское время, была здравницей для тогдашней знати. Потому что в Греции находятся около 400 лечебный термальных источников. Мы все знаем про Фермопилы, про 300 спартанцев. Но, мало кто знает, что Фермопилы – это буквально «Горячие ворота», потому что в этом ущелье бьют лечебные горячие источники, и ещё со времен Древней Греции там лечились от своих ранений воины, а затем эту культуру, эту традицию переняла Римская знать. На острове Эвбея, в городке Эдипсос, бьют радоновые источники, весь город стоит на этих источниках. Куда ежегодно приезжал правитель Римской империи Сулла лечить свой ревматизм и полученные в боях раны. Он каждый год приезжал в Эдипсос на лечение, поэтому лучшие СПА-отели в этом городке так и называются «Термо Сула». То есть термы диктатора Суллы.
А римляне потом попытались повторить эти источники своими ваннами, своими коммуникациями?
Но этому они научились у греков, как и всему остальному. Мы это читаем у римских авторов. Многие произведение древнегреческих скульпторов мы знаем только по римским копиям. Они не сохранились в оригинале. То есть, Фидий, Лисипп и Пракситель и их знаменитые скульптуры сейчас видим в точных римских копиях, потому что римляне не только, простим им это, варварски ограбили Грецию, завоевав её, а они вывезли только из Афин более 700 статуй, чтобы украсить Рим – портики, стадионы, общественные здания и императорские дворцы, виллы аристократии. Но они и копировали древнегреческие скульптуры. И то, что мы видим в Пинакотеке Векана – это древнеримские копии тех произведений греческой скульптуры, которые не сохранились в оригинале.
В Ватикане есть несколько залов посвященных именно Греции.
В основном это не оригиналы, а древнеримские копии. Так что и здесь римляне восприняли древнегреческую культуру.
Печальный регресс наблюдался в Европе в средние века, когда большая часть культуры была просто потеряна. Сначала греческая, а потом древнеримская.
Это как раз не относится к Византии. Потому что именно христианская, восточно-христианская или православная культура органично усвоила и сделала прививку христианскую древнегреческой культуре и философии. Вы знаете, где хранится самый древний пергамент с атласом мира Птолемея? Никогда не догадаетесь!
А не в Ватикане ли случайно?
Нет! Дело в том, что самый знамениты пергамент с атласом Птолемея находится в библиотеке одного из греческих Афонских монастырей. И монахи не уничтожили это произведение языческого мудреца, а бережно сохранили! Как сохранили они и рукописи Платона и Аристотеля, как сохранили они произведения древнегреческих трагиков и комедиографов в своих библиотеках! Более того, вообще интерес к античной культуре — древнегреческой и римской, — вспомним, благодаря кому он произошел. Он возник после того, как турки захватили Константинополь и вся образованная греческая элита из Византии переехала на запад в Италию. В христианскую страну. Не забудьте, что грек был учителем Джованни Бокаччо, грек был учителем Петрарки. Декамерон – греческое слово. Десять дней, которые провели тогда во время эпидемии молодые люди, рассказывая друг другу эти истории. Сам жанр заимствован из Древней Греции. И именно, образованные греки средневековья подготовили то, что мы называем Ренессанс – Возрождение! Без них он был бы невозможен! Все кафедры в тогдашних университетах Италии — Венеции, Падуи, Пизы, Флоренции занимали, как бы мы сейчас сказали, греческие беженцы. Философы, поэты, литераторы, которые бежали от турецкого ига в христианскую Италию. И именно благодаря им появилась то, что мы называем эпохой гуманизма и просвещения. Именно им мы этим обязаны. И здесь Греция сыграла свою ведущую роль. Я уже не говорю о тех идеалах свободы, справедливости, свободомыслия, независимости, которые греки принесли в Европу. Многим казалось, что восстание 1821 года против турок — это безумство. Совсем маленький народ против огромной Османской империей с её колоссальной армией восстал за свою независимость. И это стремление к свободе поддержали лучшие люди Европы того времени, которых мы сейчас называем филэллины. Из них лорд Байрон, который как мы знаем, не просто восхищался в своих стихах восстанием греков, он собрал деньги на оружие и помощь повстанцам, снарядил целый корабль и сам принял участие в греческой революции. Пусть не такое значительное, но это было символично, что знаменитый романтик, кумир всей Европы, отправился лично помогать грекам бороться за независимость. Он и умер от лихорадки в Греции. Нет мало-мальски крупного города в Греции, где не было бы памятника Байрону и улицы с его именем. Греция благодарно чтит память об английском поэте, романтике, который так близко к сердцу принял её революцию. Также, мы сидим с вами рядом с памятником Пушкину, который бредил Грецией. Он обожал её.
Его знаменитое стихотворение: «Гречанка верная! не плачь, — он пал героем!» И опять же, это малоизвестный факт, но из песни слова не выкинешь, мы знаем, что Пушкин был чиновником в министерстве иностранных дел. И его непосредственным начальником был не кто иной, как граф Иоаннис Каподистрия. Грек с острова Корфу. Который сделал головокружительную карьеру в Российской империи, дослужившись до первого статс-секретаря, то есть первого заместителя министра иностранных дел. Пушкин был его непосредственным подчинённым. И именно Каподистрия уберег опального поэта от царского гнева и от возможной ссылки в Сибирь. Именно Каподистрия выхлопотал ему достаточно мягкое наказание в виде ссылки в Одессу и Бессарабию. Зная, что там проживала огромная греческая община. Это были практически греческие районы, такие как Одесса, Таганрог. Одессу греки основали как в древнее время, так и в новейшее. Переселенцы, которых Екатерина пригласила из подневольной под турками Греции в освобожденные земли для того, чтобы их колонизировать и дать им новый толчок для развития. Именно там Пушкин встретил самое теплое гостеприимство со стороны греков, интеллектуалов, торговцев и людей самых различных кругов, о чем мы можем прочесть в его произведениях, в его переписке. Символично, что несколько лет назад на горе Парнас у её подножия, там где античные поэты черпали вдохновение, был установлен бюст А.С. Пушкину и каждый год там проходят различные мероприятия, связанные с русским языком и русской поэзией. Греки помнят с благодарностью тех, кто ими восхищался, кто оказал им моральную поддержку и пришёл на помощь. Греция одна из немногих стран в Европе, с которой Россия не разу не воевала! Но, напротив, Россия всегда приходила на помощь Греции и греки это помнят. Вы не представляете сколько здесь различных памятников и мемориальных мест, которые бережно сохраняют память о русском участии. В последнее время, уже во времена новой России, отчасти это связано с тем, что очень много русскоязычных переехало в Грецию на постоянное место жительство, стали необычайно распространенные смешанные браки. Русскоязычная община Греции сейчас насчитывает десятки тысяч человек. Есть интерес к нашим взаимным корням, тем более, что нас объединяет одна православная религия, одна православная вера. Мы молимся одним святым. У нас одинаковое богослужение. Одни и те же иконы. Одни и те же святыни и места для поклонения. И очень отрадно видеть, что последние десятилетия, когда уже мы видим возрождение Православия и Церкви в России, кратно увеличился поток паломников к православным святыням Греции. В Греции есть, что посмотреть, и в последние годы мы наблюдаем отрадную картину, что и греки, несмотря на кризис (сейчас они переживают не лучшие времена), с большим интересом следят за Россией. Я не понаслышке знаю, что довольно много экскурсий и туристов из Греции приезжают, чтобы посмотреть нашу страну. Это очень отрадное явление. Взаимный интерес между нашими странами, между нашими народами, он явный, он увеличивается. Это можно заметить невооруженным глазом, и Вы знаете, как сказал один мой греческий друг, когда я посетовал на кризис в Греции, он сказал мне абсолютно по-гречески: «Вы знаете, мой русский друг, когда у нас был первый кризис, который очень сильно ударил по нашей стране, по нынешнему народу? Это было в 6 веке до нашей эры, когда персы огнем и мечом за два с лишним десятилетия опустошили нашу страну, не оставив камня на камне. И с тех пор, за две с половиной тысячи лет, у нас было много кризисов, но все их мы благополучно пережили и наш народ восстает каждый раз как легендарная птица Феникс из пепла. Так что этот кризис мы тоже переживём!» И Вы знаете, дай Бог всем нам такое жизнелюбие, такой оптимизм, который основан на знании своей истории. На уверенности в своей многотысячелетней истории и культуре, в том вкладе, который Греция внесла во всю мировую цивилизацию. Этот вклад нельзя сравнить ни с чем другим! И греки это знают, и они гордо несут это культурное бремя, поэтому если говорить о будущем я на него смотрю со сдержанным оптимизмом. Я думаю, что настанут лучшие времена!
Максим Клименко
Квасневская Ольга