После дистанционки родители заберут детей на домашнее обучение?
Эксперты заговорили о том, что пандемия обнажила недостатки современной системы образования. Некоторые родители, ставшие прокси-учителями (от англ. proxy — представитель, уполномоченный, посредник), мол, готовы отбросить унизительную приставку и полностью заняться образованием своих детей.
На этом фоне компания LEGO Education предлагает использовать свои образовательные решения, чтобы помочь мамам и папам организовать обучение детей на дистанционке. Ведь обычно эти наборы используются только в образовательных учреждениях. Еще одно подтверждение тенденции на родительскую альтернативу?
«Мы всегда понимали, что наши решения используются не только в школе или детском саду, для которых они первоначально и были разработаны, но и дома родителями с детьми, — объясняет ведущий маркетинг-менеджер компании LEGO Education в России и СНГ Юрий Вирич. — В период самоизоляции мы решили напомнить родительскому сообществу, что дома с детьми можно заниматься не только игрой, но и полезным обучением. По понятным причинам, весной интерес к домашнему обучению вырос в разы и стал особенно востребован альтернативным и семейным образованием. Мы решили поддержать родителей, предложив свой инструментарий с проработанной методикой, чтобы дети не только сходили с ума, но и смогли окунуться в увлекательный мир игрового обучения».
Юрий Вирич говорит о росте запросов со стороны родителей на наборы LEGO Education для дома.
По оценке начальника Университета 4.0 Тольятти Валерия Хвалева, за последние годы в десять раз выросло число детей, которые учатся вне школьной системы. «Люди из школы ушли, а дальше?» — задается он вопросом. Валерий предлагает классификацию родителей таких детей. «Старперы», которые ищут идеальное в прошлом и начинают учить, например, по советским учебникам. «Футуристы», которые придумывают новые концепции и методики. «Нормальные люди», которых большинство, мечутся между «старперами» и «футуристами».
Валерий Хвалев задается вопросом, а какие инструменты есть для тех, кого не устраивает современное школьное образование.
«В последние время среди моих знакомых усилилась тенденция получения знаний вне школ, — говорит Юлия Горбунова, мама восьмилетнего Рината, который занимается в клубе робототехникой. — Наш второклассник учит онлайн, например, английский, планируем еще уроки словесности и часть лего-конструирования». Все зависит от наличия свободного времени. А еще у родителей есть партнер, которого Юлия даже не хотела бы называть учителем, а скорее — тренером и наставником ребенка. Его задача не научить, а организовать образовательную среду, привлечь и мотивировать детей на самостоятельные занятия. По ее мнению, именно этого особенно не хватает в школе.
«Действительно, вижу запрос от родителей на демократизацию образования. Очень многие разочарованы, что школа не смогла адаптироваться под онлайн-формат, и стали заметны минусы традиционной системы», — замечает частный преподаватель и методист из Москвы Анатолий Турьянский. Он считает, что нет массовых революционных настроений. У всех, кто покидает школу, разные причины. Одни ищут особое отношение к своему ребенку, его безопасность, другие — известные бренды, типа Монтессори или Реджио-педагогики, которые зарекомендовали себя как альтернативы.
Анатолий Турьянский со своими воспитанниками.
Юрий Вирич предполагает, что большинство родителей не готовы к тому, чтобы на них переложили весь образовательный процесс. Например, при работе с комплектом LEGO Education обязательно нужен взрослый, который будет направлять процесс в образовательное, а не только в игровое русло. «Хорошие родители, конечно, стремятся найти совместный интерес для времяпровождения с детьми. В США, например, это бейсбол, в Швейцарии хайкинг. В Японии и в России это легко может быть и робототехника. У меня много примеров, когда папы купили набор SPIKE Prime и исследуют его вместе с сыновьями. Прикольно, весело, заодно и полезно с точки зрения развития актуальных навыков».
Вера Сенюта по образованию химик, кандидат наук. Одна из первых приобрела в личное пользование SPIKE™ Prime, но не для детей, а для… себя. Дело в том, что она так называемый «AFOL» ( англ. adult fun of LEGO) — взрослый фанат LEGO. Это движение широко распространено за рубежом и уже включает в себя три поколения. «Афолы» являются главными двигателями сообщества LEGO-технологий.
Вера начала с покупки детям конструктора DUPLO: те наигрались, а она застряла навсегда. Стала проводить занятия по конструированию на обычном лего, а теперь и вовсе переквалифицировалась в педагога дополнительного образования. Ведет курсы по робототехнике в одной из школ подмосковного Пушкино.
Вера Сенюта, как и все «афолы», любит LEGO в любых его проявлениях.
«Большинство родителей видят свою роль только в том, чтобы напоить и накормить, обеспечить среду, а чем там ребенок конкретно занимается, неважно, главное, чтобы был доволен», — говорит Вера. Она считает, что большого взрыва альтернативного образования ждать не приходится, так как мамы и папы не будут разбираться в методике, копаться в большом количестве текстов и идти целенаправленно по программе.
«Домашнее обучение — только для активных и мотивированных родителей и детей», — согласен с Верой Михаил Картавенко, руководитель клуба «Умный кубик» из Таганрога.
У Михаила Картавенко вся жизнь построена вокруг LEGO.
«У нас в клубе занимаются 270 ребят, из них порядка 40 ездят на соревнования, то есть где-то 20 процентов — по-настоящему заряженные дети, которым интересно конструирование, и они готовы продолжать работать дома».
Дистанционное образование, по мнению Михаила, хорошее дополнение для учеников, которые хотят углубляться, они мотивированы, например, для подготовки к соревнованиям. Вот для таких детей родители с радостью покупают наборы, считает педагог. Ребята сами просят домашнее задание, чтобы продвигаться быстрее и дальше, используют за домашним компьютером LEGO digital designer, а потом приходят в клуб и воплощают модели в реальности.
Михаил делится ощущением, что из-за вынужденной дистанционки люди соскучились по общению. Ведь очные клубы дают чувство сообщества. «Я один год пробовал заниматься с сыном индивидуально, потом смотрю, а он что-то заскучал. Спрашиваю, ребенка „Тебе что-то не нравится?“. Он признался, что хочет в клуб, к другим мальчишкам: «С ними интереснее». «Ценность обучения вживую,- говорит Михаил, — не в передаче информации, а в более доверительных отношениях „учитель-ученик“. Над детьми же иногда надо просто постоять, подсказать что-то и просто похлопать по плечу „молодец“ вместо виртуального лайка. И, потом, у нас в клубе деталей в 1000 раз больше!».
«Дистанционка дала распробовать возможность удаленного обучения, — говорит Вера Сенюта. Родители могут приобретать те же конструкторы, а с преподавателями заниматься удаленно. Для больших населенных пунктов это экономия времени на транспорт, а для маленьких — возможность учить детей у лучших специалистов». Благодаря онлайн-формам, считает Вера, родители получат больше выбора преподавателей, прежде всего, в системе дополнительного образования.
По данным исследования «Нетология групп», свыше 50 процентов семей в столице вкладываются дополнительно в образование детей в среднем 12 тысяч рублей ежемесячно, в крупных городах-миллионниках России для 38 процентов семей эта статья расходов составляет 3800 рублей. В год выходят достаточно большие суммы.
Юрий Вирич замечает, что по результатам опроса сорока партнеров Программы дополнительного образования LEGO Education стало понятно о наличии сформировавшейся прослойки родителей, которые ориентированы на смешанное обучение, то есть на комбинацию очных и дистанционных занятий. По мнению ведущего маркетинг-менеджера компании, число таких семей будет расти , так как многие бизнесы увидели шанс сократить издержки за счет перевода части сотрудников на удаленку. Им будет удобно работать из дома и больше проводить времени с семьей. Значит, понадобятся новые образовательные инструменты, чтобы занять детей.
«Конечно, наши решения адресованы тем, кто воспринимает образование как инвестицию, — поясняет Юрий Вирич. Купить образовательный робототехнический конструктор дороже, чем простой набор LEGO». Юрий признает, что для большинства семей, особенно при снижающихся доходах, приобрести набор будет не по карману. «Но мы и не предлагаем только конструктор, а даем целую систему обучения, которая включает готовые планы уроков, методические пособия, инструменты по оценки успеваемости и другие материалы в помощь родителю. И все это в разрезе как изучения таких важных предметов как информатика и технология, так и в разрезе формирования и развития ключевых компетенций XXI века — умения решать комплексные задачи, системно и критически мыслить, быть уверенным в своих знаниях и умениях».
Востребована ли робототехника среди родителей?
«Запрос на инженерную пропедевтику, инженерное мировоззрение у родителей существуют уже давно, — подтверждает Анатолий Турьянский.- Им нравится, когда дети проявляют интерес к механизмам, планируют и реализовывают какой-то проект, особенно, когда самостоятельно, а не под диктовку».
Еще одна сфера применения набора дома — для учеников, которые вынужденно не посещают школу. «У нас нет специального контента для детей с ОВЗ, но мы знаем, что многие используют оборудование успешно. Видел однажды, как на одном из мероприятий привезли ребят с ДЦП. Они работали с нашими наборами мотивированнее всех», — уточняет Юрий Вирич.
«У меня ребенок с инвалидностью, у него не работают руки, — рассказывает Лариса Живулина из подмосковного Реутова. — Для нас конструктор LEGO стал для моего ребенка объектом творчества и источником развития и игры, заменив все то, что недоступно из-за заболевания. Высокое качество деталей и безопасный пластик позволили моему сыну собирать конструктор ртом. Отдельная наша любовь набор LEGO Education «Физика и технология».
Лариса рассказывает, что ребенок собирал все по схемам, она лишь немного помогала. «Пособиями мы не пользовались, только инструкциями по сборке, поэтому, я обращала внимание ребенка на то, что мне казалось важным. Думаю, что набор „Физика и технология “ отлично подходит для самостоятельной работы дома. Я присматривалась к роботам, но так и не решилась купить. Они дорого стоят, и было бы обидно не справиться с тьюторством и упустить что-то полезное из образовательных возможностей этих наборов».
LEGO Education подходит и для детей с ОВЗ
«LEGO Education хорошо тем, что отвечает современной концепции образования, говорит Валерий Хвалев. — Взрослые помогают ребенку учиться самостоятельно. Концепция наставничества становится постепенно ведущей не только в профориентации, когда люди, добившиеся успеха, помогают им обрести свое предназначение в жизни, но и вообще в любом предмете. Кроме того, все обучение проектное, и, самое главное, проходит в игре».
Ринат с папой собирает очередную модель.
Юлия Горбунова отмечает, что ее сын Ринат после занятий робототехникой с LEGO Education не только стал лучше разбираться в программировании, но и изменился личностно. «Он стал более общительным, научился презентовать себя, нашел преимущества в работе в команде».
Михаил Картавенко также приветствует решение LEGO Education расширять число сторонников своей методики: «У детей будет больше возможностей прокачивать свои инженерные навыки и LEGO станет разумной альтернативой сидению в смартфонах. Может, это поднимет интерес к вообще техническому творчеству», — надеется он.
Михаил считает, что компании надо больше уделить внимание разработке методических материалов, адаптировать методику под занятых родителей, чтобы было пособие, позволяющее за 10 минут подготовиться к домашнему уроку.
Юрий Вирич убежден, что в подготовке пособий для родителей помимо самой LEGO Education может помочь и сообщество LEGO. В Интернете можно найти очень много интересных проектов на любой вкус, которые по качеству не уступают разработанным самой компанией. LEGO Education дает инструментарий, старается, чтобы наборы были открыты для интеграции с другими инструментами и программами, в том числе аппаратно. Инициативы, в том числе бизнес, по разработке учебно-методических пособий различными заинтересованными специалистами приветствуются. Для активных преподавателей и родителей недавно запущен проект «Инновационный педагог LEGO Education», призванный поддержать сообщество.
Востребована ли робототехника среди учеников?
«Школа очень давит, — резюмирует Вера Сенюра. — Ко мне в кружок приходят уставшие дети, они утомлены сидением на уроках с утра обеда. Я жду, что с возможностью домашнего обучения школа немного отпустит, а дети будут больше заниматься тем, что им нравится».
Рада Ушкало, ученица 4Э класса школы № 2098 из Москвы — победительница конкурса творческого конкурса РОБОтяга 2020, который проводился для домашних робототехников.