«Помял траву и чуть не снес елку». В Москве обнаружили машину-невидимку

Фото: Сообщество «Синие ведерки»

Черный кроссовер BMW X5 со странными госномерами обнаружили жители одного из московских дворов у себя на газоне. Местные жители попытались зафиксировать нарушение при помощи приложения «Помощник Москвы», но безуспешно: фиксацию отклонили. При этом, как отметили опытные пользователи сервиса, сделаны фотографии были по правилам. В итоге автомобиль безнаказанно застрял на газоне в Васильцовском переулке на юго-востоке столицы почти на неделю.

«Помял траву и чуть не снес елку. Пробивка номера дала ответ, что такого номера не существует. Получается он ездит на несуществующих номерах?» — возмутился один из местных жителей, опубликовавший результаты своего расследования.

Пользователи в соцсетях высказали предположения о том, почему машины нет в базах — вплоть до «неприкасаемых» госномеров. В департаменте транспорта столицы отметили, что вопрос «действительно в базе» и посоветовали обратиться в ГИБДД — отправил в ведомство запрос. Тем временем опрошенные эксперты заявили, что знают, откуда берутся такие непростые автомобили.

Откуда берутся невидимки

«На этом автомобиле просто аннулирован учет, — считает владелец компании по подбору подержанных автомобилей Help Buy Auto Павел Будяков, который также безуспешно попытался проверить данные об иномарке по госномеру. — Получается, что человек ездит на несуществующих номерах. Недобросовестные водители пользуются этим приемом: устанавливают подменные номера, камеры их не распознают, инспекторы ГИБДД из потока не вылавливают, потому что визуально машина в порядке. Получается, что нарушения ПДД водителями за рулем таких автомобилей камеры не фиксируют — для них они невидимки».

Если такая машина припаркована с нарушением, эксперт советует заглянуть в правый нижний угол ветрового стекла — там должен находиться VIN-номер, по которому все-таки можно получить информацию об автомобиле. Будяков также заверил, что ему известно о паре дорожных камер в Москве, которые фиксируют проезды таких нарушителей.

Опрошенные пользователи приложения «Помощник Москвы» также рассказали о проблеме с фиксацией снятых с учета автомобилей. «Машину продали, новый собственник на учет не ставит, старый с учета снимает, номера ничьи, документы на руках, если вдруг остановит инспектор ГИБДД», — рассказал один из «помощников».

В свою очередь представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов (производитель комплексов «Автоураган», «Паркрайт») уверен, что схема получения таких номеров-невидимок может быть гораздо сложнее. Для их оформления иногда используют данные настоящей, по пока еще не вышедшей в оборот серии госномеров. Он считает, что без коррупционных схем их получить практически невозможно.

Фото: Сообщество «Синие ведерки»

«Уточню, что это совершенно точно несуществующие номера из пока еще не вышедшей серии, не просто придуманная комбинация, которая легко может совпасть с номером реальной машины, потому что тогда ее можно было бы отследить по штрафам с камер, — уточнил Кусов. — «Невидимки» просто так не возникают. Человек точно должен знать, что эта серия еще не выпускается. Значит, ему кто-то эту информацию сливает».

Кусов привел пример, как такие госномера могут появляться на дорогах.

«Например, в отделении ГИБДД небольшого города точно знают, что машины на учет они ставят редко, у них есть запас разных серий, до которых они доберутся условно в 2025 году. И получается, что такой инспектор точно ничем не рискует. Он звонит своему приятелю и сообщает данные. Тот идет в любой салон, где можно заказать такую табличку, и делает дубликат. Там, конечно, тоже проверяют госномера по базам данных и могут сказать, что такая серия еще не вышла, но люди как-то договариваются», — рассуждает Кусов.

Эксперт признает, что сейчас дорожные камеры не видят такие автомобили. По его словам, данные о еще не вышедшей серии госномеров содержатся в расширенной информационной базе, к которой есть доступ только у спецслужб. Но дорожные камеры к ней обращаться не могут.

«Получается, что водители с такими госномерами могут нарушать ПДД под камерами, стоять, где угодно, но за это ничего не будет. Машины в базе не существует. Проверить с помощью камер всю базу номеров в ГИБДД не могут: они работают только с той базой, которую оформляют сами. Данные самого широкого диапазона находится у спецслужб, а не у ГИБДД. Если же случайно такого водителя остановит сотрудник ГИБДД, у нарушителя могут быть даже нужные документы, которые также можно изготовить при помощи связей в госорганах. Если водитель ведет себя спокойно, вряд ли инспекторы будут тратить время и пробивать такие госномера по базам — это будут делать только самые дотошные сотрудники».

Фото: РБК

Почему камеры не настраивают на невидимок

Представитель компании «Технологии распознавания» объяснил, что программное обеспечение дорожных камер позволяет без труда выявлять саму проблему и просигнализировать, что не может прочитать госномер. Для этого необходимо всего лишь добавить дополнительный шаблон с параметром для проверки к основному списку задач, которые обрабатывают устройства. Стоимость такого шаблона невысока.

«Сейчас Москва и Мособласть работает по стандартным шаблонам. По ним без проблем обрабатывается 90-95% автомобилей из всего потока: считываются все российские регионы и формы табличек, номера на мотоциклах. Но существуют и дополнительные шаблоны. Например, для всех автомобильных госномеров, которые выпускались в СССР — от военных до гражданских, — рассказал Кусов об особенностях настройки устройств. — То есть камера с их помощью сможет распознавать, например, старые «Волги» на родных номерах. Есть шаблоны всех госномеров стран Европы вплоть до самых мелких. Есть шаблон и под неизвестные номера, установив который, камеры будут отдельно их фиксировать и сигнализировать об этом».

Однако не все так очевидно. По словам Кусова, существует техническая сложность для проверки таких уникальных параметров. Дело в том, что каждая дополнительная операция означает дополнительную нагрузку на серверы ГИБДД и любых других организаций, отвечающих за дорожное движение.

«Каждой камере придется прогонять машину под новый, дополнительный параметр. А это существенный объем информации, который нужно обрабатывать. Соответственно, необходимо закупать новое, гораздо более мощное оборудование, — пояснил участник рынка. — К примеру, департамент транспорта Москвы, министерство транспорта Мособласти устраивает работа по текущему набору шаблонов. Они контролируют большую часть автомобилей, которые регулярно выезжают на дороги. Им этого достаточно, и ГИБДД не может на них повлиять. Да и в отделениях ГИБДД не могут позволить себе столь серьезное обновление оборудования, чтобы контролировать далеко не самые популярные нарушения».

Фото: Олег Лозовой / РБК

Нарушителя сложно поймать

По словам эксперта, само выявление такого автомобиля в потоке дает не так уж и много: ловить таких нарушителей некому. Он обратил внимание на то, что стационарных постов ГИБДД практически не осталось, а у самих инспекторов нет возможности потратить чуть ли не весь рабочий дня на розыск одного автомобиля.

«Представим, что камера распознала странный номер. Наряду ГИБДД поступило оповещение. Но сколько времени пройдет, пока они его получат, куда к тому моменту переместится нужный автомобиль и сколько времени может уйти на поиски этого автомобиля, можно только загадывать, — объяснил свою позицию Кусов. — Это адский труд, на который инспектор может потратить целый день».

Эксперт также предположил, что задержание водителя на подложных госномерах может быть связано с риском для жизни инспектора.

«Предположим, инспектор понимает, что задержал такой непростой автомобиль где-нибудь ночью на окраине Москвы, — рассуждает Кусов. — Нужно обладать большой смелостью, чтобы сказать такому водителю, что с его машиной что-то не так. Ведь езда на подложных номерах — это серьезное нарушение, за которое можно остаться без водительского удостоверения. Также эти госномера кто-то ему выдал, а это уже уголовное преступление. Нарушитель может предложить «договориться». Но где гарантии того, что такой непростой автомобилист не решит разобраться с инспектором ГИБДД совсем по-другому? Инспектор ГИБДД тоже живой человек, он понимает, чем это может обернуться. Он может даже сделать вид, что ничего не заметил, и просто отпустить нарушителя, чтобы не нарваться на серьезные проблемы».

Фото: РБК

Полиция может помочь

Юрист Дмитрий Дугин объяснил, что согласно ч.4. ст. 12.2 КоАП управление автомобилем с заведомо подложными государственными регистрационными знаками наказывается лишением водительских прав на срок от шести месяцев до года. Если такой автомобиль стоит на газоне или припаркован с другими нарушениями, юрист советует вызывать участкового.

Источник

Tags

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть