Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология
Как создаются школьные учебники? Может ли стать автором человек с улицы? И чем объяснить успех самых популярных учебников? На эти и другие вопросы отвечает Дмитрий Климишин, управляющий директор издательства «Просвещение».
— Дмитрий Александрович, в чем разница между «звездными» авторами, чьи книги выпускаются огромными тиражами, на рынке художественной и учебной литературы?
— Разница очень большая. Написать и издать учебник или учебно-методическое пособие гораздо сложнее, чем детскую книжку.
Рынок учебной литературы, на выпуске которой специализируется издательство «Просвещение», и рынок художественной литературы — это разные рынки, и издательства работают на них по-разному. На рынке художественной литературы книга переиздается один или несколько раз (за исключением нескольких «хитовых» изданий), при этом успешный автор может писать книги одну за другой. Их готовят к печати и издают очень быстро в расчете на то, что потребители не потеряют интереса к авторскому труду. То есть на рынке художественной литературы издательства стараются действовать в соответствии с текущей модой и трендами.
На рынке учебной литературы структура подготовки продукта иная. Учебник создается долго, потому что его нужно не просто написать, но и привести в соответствие с действующими нормами, в том числе с образовательными стандартами, апробировать, включить в Федеральный перечень учебников и только потом выводить на массовый рынок. При этом включение в Федеральный перечень не гарантировано – учебник должен пройти не менее трех независимых экспертиз. Так что работа над продуктом до его вывода на рынок растягивается на несколько лет. К примеру, сейчас действует перечень 2014 года, и он изменялся только в рамках предмета «Астрономия» и учебников для детей с ограниченными возможностями здоровья. То есть новые авторы могли войти в Федеральный перечень только по этим предметам.
Помимо учебников, издательства учебной литературы выпускают учебные пособия (книги для чтения, рабочие тетради, контурные карты, методические пособия для учителя и проч.), которые в отличие от учебников не проходят внешнюю экспертизу. Но все равно требования к ним высоки, поэтому мы всегда проводим внутреннюю экспертизу, и времени на создание этих продуктов также требуется немало.
— От чего зависит популярность школьных учебников? Чем объяснить, что один учебник выдерживают не один десяток переизданий, а от другого издательства быстро отказывается?
— Успех учебников зависит, прежде всего, от творческого потенциала авторов и команды людей, которые вместе с автором работают над подготовкой учебников. Остальные факторы вторичны. Можно говорить и о зависимости тиражей от широты аудитории, которой учебники адресованы – к примеру, учебник русского языка имеет большую аудиторию, нежели учебник французского языка. У каждого учебника – своя судьба. Сложность для команды заключается еще и в том, что учебник должен заглядывать в будущее – мы должны учить детей не только тому, что им необходимо знать в современной жизни, а тому, что им понадобиться после окончания школы. Это очень непростая задача.
— Как в издательстве «Просвещение» подбирают авторов? Есть ли традиции работы с авторами, сохранившиеся с советских времен?
— Подбор авторов школьных учебников – это сложная технология. Нельзя понимать ее упрощенно, что вот, дескать, есть резервуар с талантливыми авторами, и мы только туда запускаем «сачок», а вот резервуар с не очень талантливыми, и мы к нему стараемся не приближаться. При этом стоит отметить, что популярными авторами, известными по всей России, зачастую становятся ученые и педагоги, которых раньше знали лишь в узких кругах. Их талант проявился именно при написании учебника: им удалось добиться сочетания научной глубины, простоты и доступности.
В советские годы, когда издательство «Просвещение» только начинало работать, существовала практика назначения авторов – прежде всего, по гуманитарным предметам. Были примеры, когда учебники отбирали для школ по итогам конкурса, тенденция возобладала с середины 1950-х годов. Яркий пример – учебник по истории древнего мира Федора Коровкина, победивший на конкурсе благодаря простоте и доступности содержания.
Роль издательства «Просвещения» заключалась в том, что редакторы, работавшие здесь десятки лет, фактически становились соавторами учебников и пособий. В издательстве сформировался пул не только авторов, но и редакторов, благодаря которым вот уже почти 88 лет появляются стабильные и качественные учебники.
Некоторые современные учебники построены на базе именно тех учебников, которые создавались в советские времена. Они были настолько хорошо написаны авторским коллективом, что требуется лишь правка этих учебников под современные реалии, что мы и делаем постоянно. Один из примеров – учебники математики Марии Игнатьевны Моро, не так давно скончавшейся на 93-м году жизни. В советские годы она фактически была создателем нового предмета начальной школы – математики, пришедшей на смену арифметике.
— Какое образование должен иметь автор учебника? Где у него чаще всего основное место работы? Какими знаниями он должен обладать, помимо знаний своего предмета?
— У всех авторов, конечно, было и есть высшее образование. Среди них работники академических институтов РАН и РАО, высшей школы, ведущие методисты, учителя школ, которые играют большую роль в составлении методического аппарата и рабочих программ.
Нужно понимать, что у учебника не может быть одного автора, даже если это гениальный человек, это всегда плод работы коллектива людей. К тому же современный учебник – часть УМК (учебно-методического комплекса), в создании которого могут быть задействованы разные люди. Например, наш УМК по истории России под редакцией Анатолия Торкунова, подготовленный в соответствии Историко-культурным стандартом в предельно короткие сроки, — результат работы десятков людей. Это и авторы, каждый из которых является специалистом по тому или иному историческому периоду, и методисты, сотрудники издательства, члены научно-редакционного совета.
Для написания учебника важны знания детской психологии, осведомленность о последних достижениях науки. Среди наших авторов – академики РАН, как например, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян (всеобщая история) или Алексей Семенов (информатика), который является одновременно академиком РАО, автором педагогических концепций в области математики и информатики.
А есть авторы, являющиеся не только учеными, но и методистами, они, конечно, ближе к школьной практике, чем члены «большой» академии. Таиса Ладыженская – одна из крупнейших методистов в нашей стране, специалист по русскому языку, чьи книги издавались на протяжении 40 лет. Она никогда не покидала науку – теорию и практику русского языка, что позволяло ей своевременно обновлять учебники. Леонид Боголюбов, которого мы уже упомянули, – ученый-обществовед с огромным педагогическим опытом.
— Как издательство «Просвещение» отбирает авторов? Может ли стать автором человек с улицы?
— Примеров, когда авторы приходят с улицы и предлагают готовый продукт, я, пожалуй, не припомню. Но, проводя мероприятия в регионах, в школах, в институтах повышения квалификации, мы замечаем коллег с высоким потенциалом, которые могли бы стать авторами учебников. Так нашим автором в 2007 году стал московский учитель истории Андрей Иванов, заместитель директора школы № 548. В школе, которую возглавляет Ефим Рачевский, он отвечает за учебно-воспитательную и проектную работу.
В подборе авторов все большая роль отводится издательству. Конечно, нам нужны авторы, которые могли бы объединить разные направления при подготовке учебников и пособий – те, кто проводят научные исследования, разбираются в детской психологии, владеют методическим аппаратом и проч. Но важно и другое: мы ищем авторов, ориентированных на современных детей и молодежь, понимающих особенности восприятия учебного материала новым поколением, которое живет в ином измерении, нежели десять лет назад. Это выдвигает новые требования к работе авторов и издательства.
— Как меняются требования к авторам учебников в связи с развитием цифрового образования и создания в школах современной информационно-образовательной среды?
— В современном книгоиздании к учебникам, пособиям и рабочим программам добавляются электронные форматы, методики и технологии, которые позволяют сделать все эти материалы более современными. Без электронной копии учебник не включат в федеральный перечень, так что умение учитывать требования информационно-образовательной среды при создании учебника должно быть у каждого нашего автора.
Особой популярностью в современной школе пользуются учебники, которые дают возможность ребятам систематизировать знания и выделить самое важное в огромном потоке информации. Эту роль выполняют не только некоторые линейки наших учебников, но и методические пособия для учителей, технологические карты уроков. Таким образом, с помощью наших пособий учитель моделирует урок, по-разному организует занятия в разных классах. Модульный принцип построения учебников и система многоуровневых заданий легко позволяет корректировать программу в зависимости от уровня подготовки школьников.
Кроме того, современные технологии позволяют расширять учебное пространство – технологии искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности постепенно приходят и в образование. Умение использовать такие технологии также становится задачей коллектива, работающего над новыми цифровыми учебниками.
Все эти факторы, влияющие на популярность учебно-методических комплексов в школах, мы стараемся учитывать в работе с нашими авторами.