Почему управляющие компании не могут эксплуатировать большинство
Подавляющее большинство новостроек, оснащенных цифровыми системами, становится так называемыми «цифровыми заброшенками», отмечают участники рынка. Решения, внедренные девелопером, не обслуживаются управляющей компанией и не используются жителями в полной мере.
Этому статусу соответствует порядка 99% домов, где уже внедрены цифровые решения, утверждает директор по развитию «Лаборатории цифровизации жилья» Илья Лебедев. Речь идет в первую очередь об общедомовых системах и относящихся к ним интеллектуальных системах и приборах учета, не об устройствах «умной» квартиры. Такая ситуация складывается из-за тесного сотрудничества разработчиков цифровых платформ с девелоперами, но без участия управляющей компании (УК). Дом создается инновационным, но управлять и эксплуатировать его управляющая компания не может, так как ей не хватает на это ни бюджета, ни компетенции.
В целом существующие в России IoT-платформы («интернет вещей») покрывают максимум 60% необходимого функционала управления многоквартирным домом, отмечается в исследовании компании, изучившей десять наиболее продвинутых решений, представленных в России. Функции платформ можно поделить на несколько групп — телеметрия (приборы учета ресурсов), системы контроля и управления доступом, видеонаблюдение, лифтовое оборудование (доступ для удаленного управления, функции распознавания лиц), «умная» квартира, «умная» парковка, Building Management Systems (автоматизация работы систем отопления и кондиционирования, сигнализация и пр.)
Девелоперы внедряют цифровые технологии с опережением
Практически все платформы работают с видеонаблюдением, системами контроля доступа и телеметрией. Лишь небольшая доля платформ учитывает необходимость интеграции с внешними системами (ГИС ЖКХ, Безопасный город), лифтовыми системами, парковками.
Разработчики часто плохо понимают специфику управления домами, отмечают авторы исследования. Системы не работают идеально из-за уникальных характеристик жилого комплекса, несовместимости оборудования и относительно небольшого опыта игроков рынка. Только у 3 из 10 платформ есть собственная платформа для УК, отмечает Лебедев. В остальных случаях происходит сборка различных решений, и наладить бесшовный процесс передачи данных сложнее. Чтобы системы работали эффективно, должна быть налажена их сквозная интеграция с системами УК и оборудованием в домах. То есть, например, данные от счетчиков должны передаваться без ошибок и без участия человека в УК, далее — в ресурсоснабжающие организации, автоматически должна рассчитываться сумма платежа и должна быть возможность тут же ее оплатить.