Почему в России не хватает заводов для строительства дешевого жилья
Увеличение объемов строящегося жилья невозможно без панельного домостроения, считают эксперты. Однако пока на всю страну насчитывается только 12 предприятий, способных выпускать для этого качественные «заготовки».
Добиться увеличения объемов строительства при поддержании достойного качества домов невозможно без индустриального домостроения, отмечает президент НОСТРОЙ Антон Глушков. Типовые панельные дома повсеместно строили в Советском Союзе, они и сейчас возводятся в европейских странах (например, в Финляндии, по словам Глушкова, это около 70% новостроек). В СССР для этого был создан комплекс домостроительных комбинатов, продукция которых использовалась в радиусе около 300 км (перевозка на большие расстояния уже нерентабельна). Однако сейчас, как показало исследование НОСТРОЙ, на всю страну насчитывается лишь 12 предприятий, которые могут выпускать «панели» для качественных и современных домов — в Екатеринбурге, Красноярске, Челябинске, Москве и области, Санкт-Петербурге и Тюмени.
Заводов, выпускающих железобетонные изделия, больше, но чаще всего это «пережитки» советского прошлого. Качество изделий оставляет желать лучшего.
Между тем типовые панельные дома — более дешевые как из-за технологии, так и из-за того, что возводятся быстрее, а следовательно, сокращают срок строительства в целом и затраты застройщиков на обслуживание кредитов.
Для развития крупнопанельного домостроения нужна комплексная работа, считает Глушков. Необходимо разработать типовую проектную документацию на дома (то, что было в советское время, уже морально устарело), изменить отношение к такому жилью потребителей и создать условия для стабильного спроса на эту продукцию, чтобы заводы решились на дорогостоящую модернизацию оборудования. Причем речь может идти как о многоквартирных, так и об индивидуальных панельных домах. Пока, как показывает практика, эффективнее всего работают предприятия, входящие в холдинги крупных застройщиков, поскольку у них стабильная загрузка и спрос на продукцию.