Первое сентября: от культуры начала к началам культуры
У всех работников образования, то есть уже далеко не у всех, а у тех, кто принадлежит этой отрасли по призванию, Первое сентября — это Новый год. Еще более новогодний и праздничный, чем обычный Новый год. Так что, прежде всего, с Новым годом нас, товарищи!
Итак, о культуре начала… Для ребенка, переходящего в школу из детского сада, это огромный праздник, о котором ребенок постоянно думает и с большим нетерпением который ожидает. Еще бы, он становится совсем большим, самостоятельным и умным, начинает учиться в школе! У каждого ребенка так много ожиданий, чему он научится в школе, что там узнает… А тут еще и нервничающие родители, выбор и примерки школьной формы, сбор и укладка принадлежностей в ранец.
Для ребенка переход в школу – все равно, что полет к Луне для человечества.
Поэтому праздник 1-го сентября взрослые должны организовать соответствующе. Впрочем, сделать его настоящим праздником могут только сами дети, при некоторой помощи взрослых. Подготовка к празднику – это неотъемлемая и, порой, самая важная часть любого праздника.
Для выпускников, одиннадцатикассников это тоже особый, волнительный праздник. Ведь после череды таких «первых сентября» за последним следует по-настоящему взрослая жизнь. Прощай детство, это придает последнему школьному событию особый смысл. Но для школьников и остальные «первые сентября» тоже праздничны и имеют глубокий смысл, несмотря на то, что рутина и привыкание к этим школьным линейкам порой затирает их смысл…
Когда-то школьный год начинался не 1-го сентября, а несколько раньше, со встречи классов со своими классными руководителями и учителями. На нем можно было переписать расписание со стенда, узнать последние новости школы и класса, встретиться, с трудом их узнавая, с одноклассниками, которых не видели все каникулы, познакомиться с новичками.
Дети шли на эту встречу с цветами – но не букетами срезанных цветов, а с цветами из класса в плошках, которые им доверили на летние месяцы поливать, чтобы не засохли. Некоторые классные руководители потом продолжали эту встречу у себя дома, в парке или ближнем лесочке.
Мы еще не знали, что это называется «тим билдинг», но в результате получался дружный класс, ребята, которые сохраняли дружбу и поддерживали друг друга долгие годы.
В эти часы мы могли наобщаться друг с другом за все прошедшие месяцы, и потом в таким образом устанновленной теплой эмоциональной атмосфере учиться дальше. Теперь — не то. Дети жалуются, что не могут установить контакт с одноклассниками на перемене, потому что… все играют на своих смартфонах, заняты!
Улучшится ли ситуация, когда смартфоны запретят? Что-то мне тревожно об этом думать. Ведь запретами ничего хорошего обычно добиться нельзя. Причины, вызвавшие проблемы не устраняются, и на смену плохому приходит что-то еще худшее. А причина простая: эмоциональное тепло, контакт, дружба ушли из нашей жизни и из жизни наших детей и это связано с урбанизацией, технологизацией и еще кучей …заций, произошедших в последнее десятилетие.
Родительское собрание тоже проводилось в конце августа, чтобы родители могли познакомиться с педагогами, узнать какие требования будут в новом учебном году и что надо приобрести для ребенка-школьника. А кого-то из детей подключали для чтения стихотворного монтажа и исполнения групповых танцев во время торжественной линейки 1-го сентября.
Линейка имела глубокий смысл – это был развод школьников по новым и незнакомым классным помещениям, которые были закреплены за классами на этот год. Первый урок проводился как-то нестандартно, каждый год по-разному. Это мог быть «урок мира» с приглашением участника войны, урок трудовой доблести с участием ветерана и т.д.
Но те времена прошли. Цветы в классах запрещены СЭС, и почти повсеместно изничтожены. Готовое расписание к Первому сентября – такое уже трудно себе представить, как и встречу класса с классным руководителем дома или в лесу.
Нашествие чиновников на школу привело к тому, что в этом году даже сама линейка Первого сентября оказалась в числе нежелательных мероприятий, а вместо нее надо просто начинать формальные занятия по расписанию.
Короче, все более формально и утилитарно встречает школьников школа в сентябре и начинается учебный год. Все меньше человеческого и доброго ассоциируется у детей со школой, и все меньше оснований у педагогов говорить «школа — второй дом». Исчезает эмоциональная сторона учебы, общения с педагогами, исчезает любовь к школе, любовь у детей к учителю, у учителя к детям.
Далеко ли мы «уплывем» без любви? На формализме и утилитарщине? Ведь есть вполне серьезные научные данные, что культура невозможна без эмоционального начала, без добра и человеческого тепла, что без эмоционального принятия и любви настоящей школы и обучения не получится. Не получится учебного года без настоящего праздничного начала.
И хочется верить, что все потерянное мы потеряли не навсегда, а временно, и все еще вернется.