Перестал ли День Победы быть «праздником со слезами на глазах»?

Вот и снова моя страна празднует день Победы. Уже в 75 раз.

И невольно люди моего поколения, поколения, рожденного сразу после окончания Великой Отечественной войны, сравнивают, как трансформировался этот праздник за прошедшие годы.

Мой отец ушел на фронт с последнего курса минской медицинской академии. Прошел всю войну. Дошел до Берлина. Был награжден шестью орденами и пятью медалями. Закончил войну майором медицинской службы.

Мой отец и моя моя младшая сестра

Я помню, как он отмечал этот праздник. Он пил водку и плакал. Иногда пел:

Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои.
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?

Мне было лет пять, когда я спросила его, почему он плачет. 

Он ответил:
— Это поминки по друзьям (надо сказать, я с 1950 года, то есть на тот момент Победе было 10 лет).

Для меня и моих товарищей День Победы — это плачущий отец, это воспоминания мамы, которую в 16 лет опускали в топку паровоза, чтобы она вела внутри сварку. Мужчины туда забраться не могли, могла маленькая худенькая девчонка, которая после 12-часового рабочего дня бежала на занятия в медучилище.

Это книги, читаемые нами, начиная с катаевского «Сына полка» и кончая тетралогией Симонова «Живые и мертвые», Лукницкого «Ленинград действует», повестями Юрия Бондарева и многих-многих других.

Для людей моего поколения данные, почерпнутые на уроках истории, не были просто числами, и читая, что в Сталинградской битве наши войска потеряли 480 тысяч человек. Мы понимали, что этих людей не дождались близкие, что именно эти, в основном молодые ребята недолюбили, недоизобретали, не смогли почувствовать до конца всю радость жизни, на которую имели право, но это право вместе с жизнью у них забрала война. А сталинградцы, которые на момент этого сражения оставались в городе? Они все погибли. Их кто посчитал?

И мне казалось, что это понимание на генном уровне передается каждому человеку моей страны.

Но в этом году, занимаясь подготовкой детей к ЕГЭ и подумав, что на экзамене им предложат сделать анализ текста (его почему-то называют сочинением) о войне, я такой текст им и дала.

Это был небольшой эпизод из произведения Чачина «Король с Арбата»:
1941 год. Июль. Жара. Наши отступают. Кто-то со страху кричит, что дивизия попала в окружение. Начинается паника. Командиры рвут с воротников петлицы с кубиками, бросают портупеи…
Но тут приезжает комдив и наводит порядок…

Получаю анализ: 

«В июле было так жарко, что солдатикам пришлось быстро раздеться до пояса». Ввывод на основании того, что рвали с воротника петлицы, которые воспринимаются как пуговицы, паники же дети вообще не заметили, вернее, заметили, но не поняли, как она связана с «раздеванием».

А комдива как только ни обозвали: и «капитаном команды», и «вождем»… Самое близкое было «какой-то большой начальник».

Сначала я решила, что ребята просто издеваются. Потом поняла: для них, что Великая Отечественная война, что жизнь на Марсе —одно и то же.

И не только для моих учеников. 

Вот чем поделилась учительница из другой школы.

Дала она детям изложение. Жесткое сражение, наши побеждают, усталый лейтенант достает из штанов кисет, закуривает и говорит, что осталось самое главное — выбить немцев из Курска.

Полученное изложение ее потрясло:

Жесткое сражение, наши побеждают, усталый лейтенант достает из штанов писец и делает для себя самое главное…Не сговариваясь, из изложения в изложение…

А после прошлогоднего ЕГЭ по русскому языку разразился скандал: все ученики в разных регионах не справились с анализом текста Драгунского. Дети окрестили этот текст «Про лопаты». Причина проста — дети не знали, кто такие «ополченцы». (Поучительные подробности скандала можно легко найти в интернете).

Да и где нашим ученикам взять настоящее знание и понимание этой величайшей трагедии нашей страны, если во всем курсе литературы она представлена несколькими короткими стихотворениями в каждом учебнике, самое серьезное из которых — отрывок из поэмы «Василий Теркин» Твардовского? Книг об этой войне дети не читают, фильмов не смотрят, а в курсе истории изучению Великой Отечественной отведено в 9-м и10-м классах аж по 4- 6 часов…

Теперь гарантированно можно сказать, как Великую Отечественную войну «благодарные потомки» фронтовиков представляют:

1. Нужно пройти в бессмертном полку с фотографией фронтовика, а, может, просто с фотографией дедушки или бабушки и вовсе не важно, свои они или чужие, участвовали в войне или нет. И даже если дедушка «свой» и «воевал», то, кроме этого факта, ребенок ничего не знает. 

2. Необходимо поддержать акцию «Георгиевская лента». Хотя какое отношение эта акция имеет к Великой Отечественной войне, вряд ли кто вразумительно скажет.  Эта лента была «учреждена Екатериной II 26 ноября 1769 года во время русско-турецкой войны» (Википедия). Участники русско-турецкой войны уж точно не являются «дедами» нынешних учеников. И Святого Георгия, в честь которого названа ленточка, в Советской Армии опять же не чтили…

3. Или вот еще, помню небывалую по цинизму моду прошлых годов: маленьких детей-дошколят наряжали в красноармейские гимнастерки, такие же точно, в которых лежат миллионы погибших ребят в братских могилах России, фотографировали в форме, безусловно, вызывающей уважение, но навевающей жуткие ассоциации. устраивали силами детей театрализованные представления. Это называлось проявлением патриотизма.

Ну и последнее — модная угроза: «Можем повторить».

Стесняюсь спросить: кто повторять будет?

Эти десятиклассники, которые командира дивизии искренне представляют «капитаном команды», неизвестно какой, но, наверное, вроде футбольной?

Или подрастут детсадовцы, которые бодро маршируют в красноармейской форме?

День Победы, мне всегда казалось, надо отмечать как память о погибших, чтобы никогда не пришлось «повторять».
В любимой в советские времена песне были слова: «Это праздник со слезами на глазах». Так вот слез, к сожалению, сейчас в этом празднике нет. А есть ничем не оправданная гордость подвигами, которые мы не только не совершали, но даже не понимаем. Есть безнравственная спекуляция на памяти павших и шулерская подмена понятия «патриотизм».

Об авторе: Усанова Людмила Львовна, учитель-словесник высшей категории с 50-летним стажем.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть