Педагогика медицинской сестры
Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное — огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом — учителем в США. Продолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова прийти к детям.
Оксана прибыла в наш детский дом совершенно больным ребенком. Каких только болезней у нее не было. Сразу после рождения она осталась в родильном отделении больницы.
Потом ее перевели в детское отделение и там она жила до шести лет. Девочка была болезненная, но спокойная и ласковая, никому не доставляла неудобств.
Ее любили нянечки. Оксана чувствовала себя комфортно в больнице и не представляла себе другой обстановки. Естественно, прожив такую жизнь до нашего детского дома, девочка не знала многих простейших вещей, так как дружить и общаться ей приходилось только с больными.
Увлечь ее чем-либо в нашей интернатской, богатой событиями жизни, оказалось просто невозможно. То одна, то другая болезнь укладывала ее в изолятор. Только там она чувствовала себя комфортно и спокойно.
Фото depositphotos.com
На «педагогическое счастье» наша медицинская сестра, Лиля Эдуардовна, хорошо понимала характеры детей. Поэтому, вскоре, убедившись в большинстве «оксаниных симулирований», решила действовать педагогическими способами.
В медицинском кабинете всегда достаточно работы, так Лиля Эдуардовна начала привлекать Оксану помогать ей в ежедневном обследовании школьников. Они ходили по комнатам, проверяли выполнение личной гигиены малышами, проводили профилактику заболеваний. Если надо, оказывали первую медицинскую помощь нуждающимся. Лиля Эдуардовна педагогически верно направляла деятельность помощницы, а Оксана быстро поняла свою роль «спасительницы», тем более, она помнила название многих лекарств из своей прежней жизни и знала для чего они предназначены.
Скоро Оксана поняла и оценила свою роль в школьной жизни. Она убедилась, что многие болезни — это «просто симуляция» или — лень и нежелание потерпеть. Так наша воспитанница пришла к собственному выводу — физическая закалка есть лучшее средство от всех болезней.
Оксана помогала Лиле Эдуардовне в работе, а Лиля помогла Оксане приобрести уверенность в своих силах, стать здоровым и энергичным человеком. Так девочка в нашем детском доме переросла из болезненной и пассивной пациентки в энергичного человека.
И тут произошел следующий эпизод в жизни Оксаны. На сей раз этот судьбоносный случай оказался неспланированным. В этот день, во время очередного обхода малышей, вдруг из одной из спален раздался пронзительный плач. Лиля Эдуардовна вместе с Оксаной вбежали в комнату и увидели, как малышка, нечаянно ударившись во время игры, поранила свою головку, и кровь из раны «текла рекой».
Медсестра привычным движением тут же перевязала рану, но кровь продолжала струится. Лиля попросила Оксану взять на свои руки плачущего ребенка и сказала: «Держи рану и не отпускай. Если отпустишь, то ребенок может умереть от потери крови». Сама Лиля ушла за дополнительными бинтами в медпункт.
Увидев, что пострадавшей ничего страшного не угрожает, мы постарались сделать так, чтобы эта сцена продолжалась, как можно дольше. Оксана, будучи уверенна, что спасает жизнь человека, добросовестно исполняла свои обязанности. Пострадавший ребенок успокоился и с благодарностью расположился на заботливых руках Оксаны. Так они ждали, когда медсестра придет с дополнительной помощью.
Вокруг толпились одноклассники, взирая на эту прекрасную сцену, сочувствуя пострадавшей и восхищаясь Оксаниным поступком. Авторитет Оксаны возрастал с каждой секундой.
Те несколько минут, которые Оксана держала на своих руках пострадавшего ребенка, сыграли судьбоносную роль в ее жизни.
На следующий день на общешкольном митинге Оксане сказали самые прекрасные слова. Учителя и ученики детского дома создали условия для того, чтобы этот эпизод сыграл значимую роль для Оксаны в ее судьбе.
Окончив школу, Оксана поступила учиться в медицинское училище. На прощальном выпускном вечере она сказала, что мечтает работать только в детском доме и нигде в другом месте. Так и работает до сих пор.