Откуда берется мораль и что на нее влияет?
То, что общество считает «приемлемым» и «правильным» называют моралью. Эти неофициальные правила возникают в разных сообществах и сильно отличаются друг от друга: то, что в вашей стране считается «неприемлемым», является нормой в другой. Географические особенности, религия, семья и жизненный опыт формируют нравственные принципы и регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни. Чаще всего нравственные нормы усваиваются с детства, а результаты научных исследований за последние десять лет показали, что ключевую роль в происхождении морали играют эмоции. Удивительно, но животные тоже следуют негласному своду моральных норм: пользователи социальных сетей несколько лет обсуждают поступок слона, который помог обессиленному от жажды львенку и его маме добраться до водопоя. Нравственные принципы и альтруизм также есть у шимпанзе и других обезьян – эти животные заботятся друг о друге, совместно растят детенышей и помогают пожилым сородичам. Так что же такое мораль?
Общественный инстинкт заставляет животное получать удовольствие в обществе себе подобных, чувствовать к ним определенную симпатию и оказывать им различные услуги, – Чарльз Дарвин.
Содержание
- 1 Мораль в мире животных
- 2 Проблема вагонетки
- 3 Мораль и мозг
- 4 Монополия на мораль
Мораль в мире животных
Далай-лама чаще всего говорит о сострадании – прекрасной стороне всего живого на нашей планете. Французский антрополог Франс де Вааль в книге «Истоки морали» рассказывает об увлекательной беседе с одним из самых уважаемых людей на Земле. Изучая альтруизм у животных Вааль поведал лидеру Тибета о том, что к эмпатии способны млекопитающие и птицы – они чувствуют боль близкого существа.
В ответ далай-лама проявил интерес к черепахам, отметив, что эти пресмыкающиеся проявляют заботу о потомстве когда ищут подходящее место для кладки яиц. В конечном итоге все животные проявляют заботу об отпрысках (сознательно или нет), а в основе всякой жизни, по мнению Его Святейшества лежит сострадание. При этом все живые существа делают то, что лучше для них самих и их потомства.
И хотя общество бонобо не является примером для подражания, а различий между нами не счесть, эти животные показывают, что длинный ряд далеких предков отмечен не только мужским доминированием и ксенофобией, но и приверженностью к гармонии и вниманием к ближнему. Шимпанзе, например, не настолько агрессивны как бонобо и в дикой природе самцы и самки нередко убивают друг друга. Это, однако, не мешает им заботиться о близких.
Самцы шимпанзе вместе охотятся, объединяются против соперников и вместе защищают территорию от враждебно настроенных соседей; в то же время они борются за статус в группе и соперничают из-за самок, – пишет Вааль. Никого не напоминает?
Изучая общество человекообразных обезьян и их отношения между собой, исследователи все чаще приходят к выводу о том, что истоки морали следует искать в эволюционных изменениях работы мозга. Даже в обществе бонобо раненой особи приходят на помощь сородичи, осматривая и вылизывая раны. Подобное поведение как будто встроено в мозг этих приматов – недавно ученые обнаружили так называемые веретенообразные клетки в мозге бонобо. Эти же клетки задействованные в механизмах самосознания, эмпатии и чувства юмора у человека.
Первоначально эти особенности выявили у людей, но, как это часто бывает, затем обнаружились у бонобо и других приматов. Результаты множества научных исследований показывают, что мозг бонобо имеет физиологическую основу эмпатии. Выходит, мы с вами не такие уж и особенные, а наши моральные суждения можно объяснить размером миндалевидного тела (амигдалы) – области мозга, которая участвует в обработке эмоций и является мозговым “центром страха”.
Проблема вагонетки
Хотим мы этого или нет, но наш вид схож с бонобо, шимпанзе и другими высшими приматами. Это подтверждают результаты нового исследования, в котором приняли участие люди с редким генетическим синдромом Урбаха-Вите, который характеризуется повреждением миндалевидного тела. Такие пациенты демонстрировали нарушение морально-утилитарного суждения в мысленном эксперименте с вагонеткой: они предпочитали спасти одного человека вместо тысяч других.
Интересный факт
В 1967 году философ Филипп Фут впервые сформулировал проблему вагонетки, представив как она несется по рельсам в направлении стрелки, которую можно переключить. На одном из железнодорожных путей «сумасшедший философ» привязал к рельсам пять человек и одного на другом. В еще одной версии мысленного эксперимента жертву предлагалось сбросить на рельсы с моста. И так как эта проблема заслуживает отдельного внимания, ей посвящена одна из лекций Гарвардского университета, посмотреть которую можно здесь.
Интересно, что в Китае, Корее и Японии гораздо больше людей спасают одного человека вместо пятерых (особенно если они знакомы). Ученые объясняют это устройством общества, в котором люди чаще остаются внутри небольших групп и редко обретают новых знакомых (в отличие от жителей Западной Европы).
А кого бы спасли вы в эксперименте с вагонеткой? Ответ ждем в нашем Telegram-чате, присоединяйтесь скорее!
Мораль и мозг
Чувство морали неразрывно связано с мозгом, что подтверждает синдром Урбаха-Вите: повреждение амигдалы может привести к трудностям с распознаванием эмоций по лицам, а также бесстрашию перед змеями, пауками, привидениями и фильмами ужасов. На сегодняшний день в мире зарегистрировано всего 400 случаев.
Авторы нового исследования предполагают, что повышенная чувствительность к социальной боли может играть определенную роль в неспособности людей с синдромом Урабах-Вите выносить моральные суждения. Пациенты регулярно сообщали, что делать выбор в эксперименте с вагонеткой для них «слишком больно». По-видимому миндалевидное тело имеет решающее значение в механизмах возникновения страха.
«Исследования на животных показали, что ядро миндалевидного тела играет важную роль в принятии решений и поведении. Мы предполагаем, что именно эта структура ответственна за утилитарные моральные суждения, принимаемые людьми», – пишут авторы научной работы.
А вы знали, что чувство отвращения связано с религиозными переживаниями? Подробнее мы рассказывали здесь
Монополия на мораль
Итак, моральные принципы формируются в разных обществах и редко связаны с повреждением амигдалы. Неудивительно, что весомый вклад в развитие нравственных ценностей вносит религия. Можно сказать что она обладает своего рода монополией на мораль. Об этом в своих книгах и лекциях говорит американский популяризатор науки Сэм Харрис. Он также утверждает, что наука способна формировать общечеловеческие ценности, справляясь не хуже религиозных догматов.
Безусловно, никто не ставит под сомнение ценность 10 заповедей и Нагорной проповеди, однако эволюционные процессы развития нашего вида способствовали формированию морали. Более того, нравственное поведение и альтруизм свойственны млекопитающим, что подтверждает изучение бонобо, шимпанзе и других высших приматов.
При этом в мире существует не менее 20 религий, а их ценности могут отличаться друг от друга. Так, в семи странах безбожие карается смертной казнью и поддерживается соответствующими законами, а в ряде государств для атеистов предназначены тюремные сроки и существенные ограничения прав. Это вновь возвращает нас к тому, что формирование морали зависит от общества, его устройства, воспитания и религии.
В Саудовской Аравии, Пакистане и Мавритании аморальными считаются атеисты – люди, не причисляющие себя ни к какой из существующих религий.
Харрис также считает, что существует правильное значение слова «ценность» по отношению к человеческой жизни и ее процветании. Тщательное наблюдение за тем, что на самом деле приносит людям удовлетворение является предметом научных исследований, а не философских или религиозных дебатов.
Благополучие человека всецело зависит от событий в мире и от состояний человеческого мозга. Следовательно, проблемой должны заниматься ученые. Как только мы увидим, что забота о благополучии является единственной разумной основой для морали и ценностей, мы увидим, что миру необходима наука о морали, – пишет Харрис.
Американский журналист отмечает, что для людей не существует единственного наилучшего образа жизни. Вместо него существует объективная, поддающаяся определению разница между обстоятельствами и действиями, что подтверждают результаты научных исследований.
Так, слово «мораль» имеет два разных значения: описательное и нормативное. В первом случае речь идет об обозначении правил поведения, фактически выдвинутых отдельными группами или обществами, а во втором попросту неприменимо к восьми миллиардам человек. Некоторые ученые и вовсе не видят различий между этикой и моралью, так как оба термина определяют что правильно а что нет.
В завершении отмечу, что тратить время на размышления о морали полезно, так как позволяет нам принимать жизненно важные решения относительно дружбы, денег, образования и семьи. Изучение морали также способствует лучшему пониманию животных, объясняя их поведение. Так, особый интерес ученых вызывают осьминоги, о чем мы рассказывали в этой статье.