Оливье Декманс: «Технология — инструмент, который служит одной-единственной цели — сделать обучение глубже и лучше»
Учитель начальной школы из бельгийского Антверпена Оливье Декманс убежден, что технологии способствуют социализации учеников и помогают им учиться лучше. В начале октября он приедет в Россию, чтобы в рамках образовательной конференции EdCrunch 2019 рассказать о том, как на уроках в мультикультурной школе он использует Skype и OneNote, обучая детей, говорящих на разных языках. Он рассказал, как технологии помогают ему наладить общение с учениками и почему он называет их своими детьми.
— Оливье, в одном из интервью вы говорили, что технологии позволяют вам наладить общение с детьми, для которых язык преподавания не родной. Эта проблема стоит и перед российскими учителями. Как вы решаете ее?
— Я работаю в школе, которая специализируется на работе с беженцами из Афганистана, стран Африки и Дальнего Востока. Они приезжают в Бельгию за лучшей жизнью и мы, как школа, принимаем всех, потому что каждый ребенок нуждается в образовании. Так что у нас очень разнородные, мультикультурные классы, среди учеников есть те, кто никогда раньше не ходил в школу, кто не говорит на языке преподавания. Это стимулирует нас, как педагогов, экспериментировать и внедрять новые технологии, каждый день открывая новые методы.
Я преподаю одновременно математику, французский, голландский и естественные науки. Занятия длятся целый день: с 8:30 до 11:00, потом с 11:15 до 12:30, затем обед до 13:50, и занятия продолжаются до 15:30. Так что обычно 7 часов в день я учу детей, а по средам короткий день — только 4 часа. Один учитель отвечает за один класс, также есть педагоги, которые помогают неуспевающим и тем, кому нужны дополнительные занятия по языку.
В классе из 23 учеников есть как носители фламандского языка, так и 7 детей, которые не понимают по-фламандски. Остальные в какой-то степени владеют фламандским или голландским, но дома они могут общаться на другом языке (в Бельгии нет официального языка и население говорит как по-фламандски, так и по-французски, не считая национальных меньшинств, представленных в Антверпене — Прим. ред.). Здесь нас выручают технологии, которые помогают коммуницировать с такими учениками.
Мы используем визуальные материалы — картинки и видео, а также устные инструкции. Все наши уроки построены на программном обеспечении Microsoft OneNote для класса, так что мои дети могут читать и набирать текст на сенсорном планшете, могут прослушать озвученный текст, нажать на конкретное слово — и программа покажет им его перевод на другие языки, транскрипцию и морфологические характеристики, картинку.
Другая технология — это синхронный переводчик для Microsoft PowerPoint, который переводит за мной на любой язык, когда я объясняю, например, по-английски. С помощью этой программы мы общаемся с родителями, также говорящими только на родном языке.
— Эти планшеты дети могут забирать домой? Или их в школе раздают?
— Дети используют планшеты только на занятиях. Их предоставляет школа, потому что родители часто не могут себе их позволить. Семьи находятся на грани выживания, у них нет нормальных домов, так что школа берет на себя ответственность обеспечить таких детей едой и одеждой.
Это люди, о которых все забыли. Но не мы. Поэтому учителя стараются по максимуму выложиться на уроках, чтобы не задавать детям домашнее задание. Школа для них не приоритет, как для местных детей, которые знают, что школа и домашние задания — это важно.
Даже родители не всегда понимают необходимость отдавать детей в школу. У них на первом месте стоит поиск работы, пропитание, выживание, а образование отходит на второй план. Поэтому мы интенсивно занимаемся на уроках, чтобы компенсировать отсутствие работы дома.
— Как быть с разницей в уровне подготовки детей в классе? Одни реагируют быстрее, другим нужно больше времени…
— Здесь технология тоже приходит учителю на помощь. Кто-то из детей следует обычной программе, другие занимаются по специальной. Мы стараемся установить планку как можно выше в соответствии со способностями ребенка, чтобы разница в уровне сокращалась.
Детей, которые до этого не ходили в школу, мы обучаем элементарным навыкам: как запоминать, как фокусироваться, как посчитать деньги, когда они идут в магазин, а также как функционирует наше общество, наш язык, система образования. Конечно, таким детям мы не можем преподавать весь учебный план в то отведенное время, что у нас есть на занятиях. Поэтому мы даем хотя бы базовые вещи, которые им пригодятся. От каждого по способностям.
Мы замахиваемся на большие цели, насколько это возможно, потому что это наш учительский долг, эти дети в моем классе — будущее, опора нашего общества. Так что моя обязанность — дать им как можно больше от того качественного образования, которое им доступно, в те временные рамки, что мы имеем. Хоть это бывает и очень непросто.
— А что насчет мотивации? Как вы уговариваете таких детей учиться? Как объяснить им необходимость образования, если даже родители не видят в нем перспектив?
— Это очень хороший вопрос. Я ведь рассуждаю как европеец, как коренной бельгиец, представитель среднего класса: для меня очевидно, что от образования зависит будущее.
Но как объяснить это детям, которые дома, в своей культуре, слышат совсем другое? Они находятся на перекрестке двух культур и двух перспектив — именно поэтому, чтобы заслужить их доверие, мы сокращаем дистанцию между нами и детьми. Например, мы называем их не учениками, а своими детьми.
У нас в классах очень уютно, это не типичные кабинеты с белыми стенами и партами. У нас на полу искусственная трава, вокруг на стенах цветы и растения, разноцветные огоньки. Мы делаем из класса место, где приятно находиться, создаем гостеприимную атмосферу, чтобы показать детям, что школа — это место, где их ждут и ценят.
Если у них к нам есть вопросы — они всегда могут их задать. Дети знают мою жену, моего сына, знают, что я не только учитель, но и отец, а они мне как дети. С первого сентября я принимаю в свою семью 23 ребенка, становлюсь многодетным отцом (смеется).
Мы отмечаем каждый их успех, как свой. Когда детям, которые никогда не держали в руках планшет, удается самостоятельно его подключить, мы устраиваем в классе небольшую вечеринку. Для них ведь это что-то вроде магии — писать на экране, а когда видят ластик, еще сильнее удивляются. Это великое открытие для детей.
Надо видеть их реакцию на сеансы связи по Скайпу, когда они на своем скромном английском могут пообщаться с человеком из другого полушария. Мы спрашиваем, сколько у вас там времени? И нам показывают часы, на которых уже другой день, так я объясняю детям про разницу во времени и часовые пояса.
Мы созваниваемся с учителем из Швеции Эммой и я показываю, что там идет снег, потому что Швеция находится севернее. Это производит на детей сильное впечатление. Мы также используем искусственный интеллект и виртуальную реальность с простыми гаджетами: помещаем телефон в очки виртуальной реальности, используем Google Expeditions.
Для них это поразительно — посмотреть на Нью-Йорк и другие города, где они никогда не были. В таких моментах удивления и открытий для меня и заключается смысл работы учителя.
— Вы совсем не используете книги?
— Иногда мы обращаемся к книгам, но все письменные упражнения мы делаем на планшете. У всех есть электронные ручки. На обычной бумаге мы тоже учим писать, но особый упор делаем на обучение технологической и компьютерной грамотности, чтобы дети комфортно чувствовали себя в обращении с гаджетами, которых они не видели до этого.
На планшетах, которые мы используем, руку можно помещать на экране, как на бумаге, так что он становится альтернативой. При этом можно контролировать силу нажатия ручки, если у кого-то не получается писать.
Для начала мы обучаем детей обращаться с гаджетами, но в дальнейшем, когда они привыкают к планшетам, то понимают, что мы используем их для чего-то большего, гаджет — это лишь мощное средство для достижения цели, для образования. Сами гаджеты становятся незаметными.
Технология помогает детям учиться быстрее и больше, смысл в этом, а не в самой технологии. Если учитель допускает ошибку и концентрирует внимание учеников на гаджете, он вводит их в заблуждение. Технология — это инструмент, который служит одной-единственной цели — сделать обучение глубже и лучше.
— Для нас это звучит необычно, мы в России как раз опасаемся, что технологии могут отвлечь от главного и сделать образование поверхностным и стандартизованным.
— Тут важно с самого начала обозначить правила использования гаджетов и провести границу. Есть такой прием: если хочешь, чтобы твои дети сидели тихо — посади их перед экраном. И это большая ошибка, которая дезориентирует учеников и нивелирует преимущества, которые могут дать технологии. Если даешь ребенку планшет — он замыкается на нем, не слышит и не видит ничего, кроме Youtube, который он смотрит, и вследствие этого замолкает. А можно использовать технологию совсем по-другому.
Мои дети знают, что с помощью гаджета они могут заходить в Интернет, на Youtube, но, если сразу дать им понять, что мы не используем гаджеты, чтобы сидеть в соцсетях или играть в приложения, они и не станут.
Уже 5 лет я работаю в такой цифровой системе, и могу сказать, что за 5 лет уровень вовлеченности детей в образовательный процесс в моем классе повысился. Они не сидят в чате, а общаются друг с другом по теме урока. Если кто-то не может разобраться со своим гаджетом, остальные ему помогают.
Программирование в Minecraft
Такой подход, конечно, требует от учителя большой самоотдачи. Нужно всегда быть начеку, готовиться к урокам и понимать, что некоторые вещи ученики знают лучше тебя, потому что они цифровые аборигены, а мы — цифровые иммигранты. Они рождаются с гаджетами в руках.
Но большая разница между тем, чтобы иметь аккаунт в Инстаграм, и использованием технологии с умом, с целью облегчить себе задачу по поиску информации или разработке какого-то проекта. И когда ты с учениками откровенен и сразу предупреждаешь, как надо использовать гаджет, они соглашаются, что телефон — для переменки, а планшет — для учебы.
Ну а если не соглашаются, я всегда вижу на своем планшете, чем они занимаются у себя в гаджетах (смеется). Это все равно что переписываться на бумажке с соседом, только записка автоматически попадает к учителю на стол. В плане контроля технологии дают еще больше преимуществ.
Телефоны ученики оставляют у меня на столе, потому что так безопаснее — никто не украдет. И не вызывает зависти детей, у которых нет своего телефона. А когда мы проводим сеансы с Google Expeditions, они гордятся тем, что могут с помощью своего телефона выполнить задание учителя.
Важно с начала занятий поговорить с учениками начистоту, объяснить им свои опасения и выработать правила использования гаджетов. Можно прямо сказать: «Смотри, мне неприятно, что ты отвлекаешься на телефон или снимаешь меня на камеру». Когда обсуждаешь с детьми проблемы, они нормально к этому относятся. Как взрослый, ты делишься с ними своим мнением, советуешь и просишь взаимопонимания, а не безапелляционно запрещаешь. С детьми можно и нужно договариваться.
— А если они все равно не слушаются?
— Тогда дискуссия рискует затянуться надолго, мы можем остаться каждый при своем мнении. Но я стараюсь так подать свою точку зрения, чтобы ребенок с ней согласился. И чтобы при этом у него осталось впечатление, что это он принял решение. Такая фальшивая демократия (смеется).
Оливье Декманс выступит на конференции EdCrunch 2019, которая состоится в Москве 1-2 октября. Хотите узнать, как путешествовать не выходя из класса и как использовать цифровые заметки OneNote для индивидуализации обучения? Приходите в ЦМТ 1-2 октября или приобретайте доступ к онлайн-трансляции на сайте конференции.