Очевидное-невероятное: родители школьников не так уж неправы, если считают, что школа им обязана

Несколько дней назад в ПЕДСОВЕТе появилась статья «Почему родители начали считать, что мы им обязаны?» составленная по материалам интервью Алексея Братчикова. Сама тема, постановка вопроса просто резанула глаз, показалась очень знакомой, недавно широко обсуждавшейся. Ба! Да это перепевы лейтмотива, высказанного знаменитой Ольгой Глацких (чиновницей, ответственной за молодежную политику в Свердловской области): «У подрастающего поколения складывается почему-то такое понимание о том, что государство нам все должно. Нет, вам государство в принципе вообще ничего не должно, вам должны ваши родители». Но высказывания Глацких вызвали бурю негодования в обществе, ее пытались уволить, даже ликвидировали отдел, которым она заведовала…

А вот совершенно аналогичные по сути высказывания А.Братчикова на ПЕДСОВЕТе находят горячих сторонников и почти полное одобрение. Куча просмотров, туча комментариев и множество лайков усугубляют ощущение катастрофы… Он пишет: «Почему родители начали считать, что мы им обязаны?», как и тысячи безвестных учителей, вопиет: «Я получил диплом, я – профессионал, я – квалифицированный специалист, а вы – специалист в другом деле… (читай: неуч, профан). Почему же вы имеете привычку вторгаться в педагогику? Вы откуда знаете правила игры в нашей системе? (т.е. вся эта школа и педагогика – только игра «их системы») …Свою неспособность воспитать ребенка вы превратили в ответственность учителя. Моя задача как педагога помочь выучить и воспитать, но не делать это за вас и не нести ответственность за вас». 

На самом деле, совершенно понятно, почему родители вдруг «начали» считать, что школа и учителя им обязаны, и ниже мы дадим ответ на это вопрос. 

А далее у А.Братчикова идут эклектические сентенции, странные для опытного педагога: лучше «понять» своего ребенка (т.е. «Отцов и детей» И.Тургенева этот учитель литературы, видимо, не читал), постараться собрать побольше информации о своем ребенке и его друзьях, а также об учебном процессе, но ни в коем случае не обсуждать ее в ватсапе! А главное, нужно ориентировать детей не на дальнейшее образование получать, а работать на тракторе, в шахте и т.д. И еще: нет никакой возможности работать с одаренными, талантливыми детьми, потому что с ними негде приткнуться в школе. 

Но все сразу становится на свои места, если принять во внимание большой государственный и чиновничий опыт А.Братчикова (работа депутатом и руководителем департамента образования). Вот откуда явно «государственный» взгляд, взгляд российского чиновничества на школу, на родителей, на общество, на НАРОД, который можно выразить коротко следующим образом: отстаньте от школы, нам лучше знать, что вам нужно! Во всяком случае, вам нужно не то, что вы думаете (качественное образование, личностное развитие), а вот что: работать на тракторе или в шахте! Стране вновь нужны шахтеры-стахановцы и трактористы – рекордсмены (мы возвращаемся в 1930-е годы).

Общий вывод из сказанного так не хочется делать, но приходится: умные и образованные люди в этой стране не нужны. 

Проблема позиции, обозначенной А.Братчиковым, кроется в непонимании того, что такое страна, государство, общество, и что такое школа, где она находится по отношению к государству и к обществу.

Есть очень простая трактовка этих понятий и отношений между ними, принимаемая за основу, например, в политологии: страна это государство плюс общество (на время забудем о территории). Все варианты развития страны с точки зрения такой модели хорошо объясняются сочетаниями «сильное государство – сильное общество», «сильное государство – слабое общество» и т.д. – собственно, взаимодействие общества и государство на самом деле и определяет их «силу». Оптимальные темпы развития страны наблюдаются при соответствии «силы» общества и государства («сильное»- «сильное» или «слабое»-«слабое»). А неоптимальные модели связаны с рассогласованием силы государства и общества («сильное»-«слабое»), так как это сопровождается тоталитарными режимами, милитаризацией, неэффективностью госуправления, коррупцией. У нас, например, именно такое сочетание: сильное государство и почти отсутствующее гражданское общество. Общество такое слабое, что в менталителе среднестатистического россиянина оно отсутствует вовсе, и он склонен думать, что государство – это наше все, это и есть страна, а общество, если и есть, то подчинено государству или находится внутри него.

А на самом деле нет, общество первично, а государство – лишь форма организации общества, сконцентрировавшая власть и аппарат принуждения. То есть в идеале именно государство должно обслуживать общество, а не то, что мы наблюдаем в истории нашей страны. Проблема нашей страны в том, что государство в силу ряда причин усилилось, подмяло под себя общество и не дает ему полноценно развиваться. Вначале помехой в развитии общества был царизм. Потом на нем не лучшим образом сказался тоталитаризм советской эпохи.

Следующий вопрос: а что такое школа, образование по отношению к обществу и государству? Согласно наличным представлениям педагогики образование – целенаправленный процесс подготовки к жизни в обществе, а школа инструмент социализации, этой подготовки. Причем общество мыслится не как конкретное, локальное, территориально привязанное общество, а общество общечеловеческое, мировое. Школу и образование создает именно общество, но в нашей стране получилось так, что государство монополизировало и школу тоже, как и другие аспекты общественной жизни, подмяло под себя и использует в своих интересах. В 2000-е годы одно время был популярен лозунг, высказанный Д.А.Медведевым в бытность президентом – о государственно-общественном характере управления школой. Видно, кто-то грамотный его ему подсказал, да и государство в то время было слабовато.

Оно искало общественной поддержки и широко практиковалось создание общественных экспертных советов, которые подсказывали креативные решения проблем в различных сферах нашей жизни. Проблематика развития гражданского общества ставилась в те годы очень активно. Но постепенно лозунг, советы, да и сам Д.А.Медведев как президент сошли на нет, и мы получили перекос бюрократического государства, как абсолютного центра власти и принуждения.

Вот нужны государству трактористы и шахтеры, значит, образование должно делать из наших детей трактористов и шахтеров. И невдомек, что образование – это не про шахты и не про тракторы. Это общечеловеческая потребность, которую нужно грамотно удовлетворять. А уже потом человек сам решает, становиться ли ему трактористом или шахтером, если созданы достаточно привлекательные условия в этих профессиях. Взялось государство и за школу, за образование, и активно его прессует во всех измерениях. Школа свободы и творчества, которая начала было расцветать в 90-е годы теперь задавлена, государство своими эклектическими реформами загнало его в кризис — но только все эти государственные усилия и направляемые в школу бюджетные средства уходят в пустоту как вода в песок, поскольку оно, государство, действует в отношении школы вопреки ожиданиям и потребностям общества. А обществу нужно в первое очередь качественное, на уровне лучших мировых подходов обучения и воспитания, психологическая поддержка и обеспечение, концентрация усилий и вложений в человеческий капитал страны, тесное сотрудничество школы и общества, а не их противопоставление.

То, что мы наблюдаем сейчас – запрос родителей к школе, высокие требования к педагогам, к школьной среде, если хотите, критика – это началось не вдруг, не сейчас. Это постепенно усиливающаяся с 90-х годов тенденция, связанная с тем, что у нас все-таки начинает зарождаться гражданское общество, постепенно у граждан формируется и начинает работать социальный интеллект. Мы, россияне, всегда были сильны эмоциональным и вербально-логическим видами интеллекта, но вот с социальным интеллектом у нас дела обстояли совсем неважно. Что поделаешь! Большинство из нас имеет недавнее происхождение «от сохи», из хуторов и деревень. И поныне мы не блещем социальным интеллектом. Но все же движение началось, и социальный интеллект развивается вместе с самим обществом.

Если все пойдет нормально, постепенно общество вернет свой приоритет в вопросах образования и управления школой, понятие гуманизации общества и образования вернут утраченный смысл, и вот только тогда будут проведены эффективные реформы и образование в стране выйдет из кризиса.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть