Очевидное-невероятное: открытие новой школы — нечто между безумием и преступлением
Представим себе на мгновение, что мы решили открыть, создать новую школу. Свою собственную. Как это сделать? Что для этого нужно? С чего мы начнем?
Конечно, для этого нужно много всего, поэтому многие только отмахнутся от такой масштабной задачи – и уныло побредут исполнять свои повседневные обязанности, большая часть из которых абсолютно никому не нужна: составлять разные отчеты, писать программы и планы, и тому подобное… Ну, а все-таки? Если не бояться масштабных задач и заранее не сдаваться перед трудностями?
Начнем с анализа того, как это вообще делается в нашей стране.
А строительство новой школы в нашей стране начинается с разработки генерального плана территорий. Заранее, за много лет, намечается, где что будет находиться, подо что предназначена земля. Школа по действующему законодательству может быть построена только на земле поселений, причем общественного назначения. И требуется для школы участок определенного размера, примерно 30-40 квадратных метров на одного будущего школьника (согласно требованиям САНПиН; конкретное число слегка зависит от численности учащихся будущей школы; однако крупные строительные компании обычно добиваются «послаблений» и строят школы на 1000 школьников на участках, предназначенных для 200). Это означает, как минимум, несколько важных вещей:
1) К тому времени, когда у вас возникло желание (и возможность) построить школу, земельного участка под такое строительство станет найти невозможно, они уже все будут распределены среди строительных компаний и стоимость их составит десятки (если не сотни) миллионов рублей за гектар.
2) В генеральных планах планируется строительство целых жилых микрорайонов, в центре которых находится школа и/или детский сад. И строительная компания построит «заодно» с жильем и школу (детский сад), если вовремя договорится с властями о том, что построенные общественные здания будут выкуплены за средства бюджета. Если строители или власти «зазеваются» и не договорятся заранее о строительстве школы или сада, – жильцы, которые заселятся во вновь построенные дома микрорайона, могут заблокировать строительство школы или сада (для своих же детей!) на оставленной для этого площадке в ходе общественных слушаний (я знаю множество таких случаев). Наш народ – особенно те, кто селятся в новых микрорайонах – часто выступает против строительства детских садов, школ и даже детских площадок! И тогда останется заброшенный пустырь.
3) Школы и детские сады, которые строятся по таким генеральным планам, — это школы, которые крайне выгодны как чиновникам, заказывающим и согласующим такое строительство, так и строительным компаниям, которые извлекают из этого строительства немалую прибыль. Наши школы не потому именно такие, что другими они не могут быть, а потому что они именно такие кое-кому выгодны.
Остановимся подробнее на последнем пункте. Существующие градостроительные нормы и правила предусматривают строительство школ и детских садов — муравейников, школ-заводов и детских садов-фабрик по «выпуску человеческого материала». Вот последние данные, которые я собрал с плакатов на воротах строек школ и детских садов в тех краях, в которых я живу:
— недавно построена школа на 1224 школьника, за 765,3 млн руб, общая площадь 21 тыс. кв метров (т.е. стоимость одного места 625 тыс руб.; на школьника приходится 17 кв. метров, стоимость 1 кв. метра 36 тыс. рублей). И это еще неполные данные, в них не учитывается стоимость участка размером примерно 3га под школу, кадастровая стоимость которого составляет 229 млн руб.
— строится такая же школа на 1224 места, но уже за 824 млн руб,
— сдаются 2 детских сада на 220 и 250 мест за 453,1 млн рублей в сумме общей площадью примерно 10 000 кв м (это значит 964 тыс за одно место, 21 кв метр на ребенка и 45 тыс руб за 1 кв метр).
И т.д. Но это не предел! В Москве и некоторых других регионах стоимость одного места для ребенка в школе составляет 1,2-1,6 млн рублей (а в детском саду – до 2-х млн рублей) и 90 000 – 100 000 рублей за кв. метр, около 20 кв метров на ребенка.
Обратим внимание на то, что фактически в классе при проведении урока «полезная» площадь, приходящаяся на 1 ребенка, составляет 2,5 кв метра при фронтальных методах занятий (и 3,5 кв метра при индивидуальных и групповых методах) согласно СанПиН 2.4.2.2821-10. И именно исходя из таких требований спроектированы учебные и игровые помещения детских садов и школ. Спрашивается, а почему же фактически строится почти в 10 раз больше, и что размещается на этих площадях?
Если полюбопытствовать и посетить здания школы и детского сада, то неискушенный посетитель будет поражен размерами бесполезной площади этих зданий, занятой коридорами, холлами, вспомогательными помещениями – для инвентаря, комнат для отдыха персонала и т.д. Становится ясным, что типовые проекты школ и детских садов (как и СНИП и САНПиН) составлены таким образом, чтобы обеспечить высокую стоимость строительства школ и детских садов, максимальный расход бюджетных средств, и прибыльность такого строительства для олигархов строительного комплекса. Которые и получают основную выгоду в результате строительства школы и детских садов.
Еще одна важная особенность таким образом построенных школ и детских садов состоит в том, что они почти что сразу начинают разваливаться, в стенах появляются трещины, штукатурка отваливается, крыши протекают, крыльцо – оседает, что означает, что сразу после сдачи этих построек нужно начинать текущий поддерживающий ремонт, на который в бюджете уже нет средств, равно как и на обеспечение построенных школ средствами на достойную зарплату педагогов и технических работников. Так, в уже упоминавшейся школе за 763,3 млн рублей, где в актовом зале на 500 мест установлен светодиодный экран площадью 32 кв. метра за 3,6 млн рублей, не хватает средств на уборщиц классов, поэтому уборку вынуждены выполнять родители школьников по вечерам!
Во всех этих случаях строятся гигантские здания—«титаники» размером десятки тысяч квадратных метров, детские сады-цеха и школы-заводы, в которых ребенок чувствует себя словно муравей в муравейнике…
Однако возникает вопрос: а не является ли строительство таких школ отрыжкой времен индустриализации? Давайте посмотрим, что стало с заводами эпохи индустриализации СССР, во что они сейчас превратились? В лучшем случае из них сделали торговые центры или офисные комплексы. В худшем – они оказались заброшены, разваливаются и растаскиваются по частям. Не ждет ли такая же участь и школьные и детсадовские комплексы-«титаники»?
Еще один вопрос, который возникает в связи с таким стилем строительства зданий школ и детских садов: а что будет с этими зданиями, как они будут восприниматься через 50-100 лет? Ведь нормативные сроки эксплуатации этих сооружений из кирпича и бетона никак не меньше! Как они будут восприниматься уже лет через 30? Не начнем ли мы к тому времени все это разваливать и заменять новым? Ведь уже сейчас школы 60-х 70-х годов с их спортивными залами на 2-3 этажах и с мастерскими для труда в подвалах выглядят среди современных городских зданий как архитектурное уродство и анахронизм!
Словом, если же вы не строительный олигарх, то вы, скорее всего, задумаете построить школу, состоящую из отдельных небольших корпусов по типу коттеджей из современных строительных материалов – обладающих высокими технологическими, энергосберегающими, экологическими, огнеупорными и прочими полезными свойствами, например, по каркасной технологии с минераловатным наполнителем. Такие соразмерные ребенку корпуса – учебные пространства, окруженные садом, оранжереей, фермой с домашними животными — могут сделать обучение намного более комфортным и результативным. Если, конечно, позволить себе отойди от образа обезличивающей школы-завода…
Вот мы и подошли к главному: не выделенный под школу участок и не построенное на этом участке здание делают школу школой. Все дело во взаимоотношениях учителей и школьников. И родителей. Что это, формальное служебно-уставное взаимодействие или это партнерство-дружба во имя развития личности и познавательной деятельности? Все дело в укладе и стиле жизни и обучения школьников, соотношении в них свободы и дисциплины. А наладить все это, отобрать и подготовить педагогов, можно, пожалуй, если начать со школы маленькой, в 2-3 класса, а потом «выращивать» эту школу постепенно, по мере привлечения новых учащихся и педагогов-единомышленников.
Однако при этом нам придется пойти против действующего законодательства, рассчитанного на то, чтобы зафиксировать все, как есть, оставить по-прежнему, соблюсти статус-кво, пока богатые и сильные мира на изменят это законодательство в выгодную для себя сторону.
Итак, если читатель еще помнит начало статьи — мы представили себе на мгновение, что собираемся открыть новую школу. Все эти соображения пронеслись в нашем мозгу. Как, не пропало ли желание построить и открыть новую школу?