Очевидное-невероятное: наше «государственное» образование готовит прокрастинаторов
Демотивация школьников – пропадание у них желания учиться, которая у некоторых происходит уже в 1-й четверти 1-го класса, и практически у всех к 5-му классу – настоящий бич российской школы.
Как это принято у нас делать, вместо выявления и устранения настоящих причин (о них речь пойдет ниже), наши власти усиливают контроль, вводят ограничения, штрафы и т.д. Вот и демотивацию школьников в наших школах пытаются «лечить» с помощью экзаменов и контрольных работ.
Чуть что, учитель говорит ученикам: «Через две недели у нас контрольная работа. Все получат двойки, если не выучат и выполнят…» И дальше список параграфов и заданий, которые нужно «пройти».
Если вспомнить о ЕГЭ – это ведь тоже не более чем форма внешней мотивации. Директор пугает родителей на собрании: «Если так пойдет дальше, ваши дети никогда не сдадут ЕГЭ!!!»
Как чадо сдаст ЕГЭ, стало основным фокусом интереса родителей, начиная с момента, когда их ребенок идет в 1-й класс! Страшно подумать, что случится, если вдруг ЕГЭ отменят: школьники совершенно перестанут учиться, так как сдача ЕГЭ теперь стала главным и практически единственным смыслом ходить в школу и что-то делать на уроках.
Но, худо-бедно, корабль российского образования как-то плывет на этих худых парусах. Хуже или лучше это получается с каждым годом – об этом пусть судят наши уважаемые читатели.
Но можно ли таким образом сформировать инновационную молодежную когорту, которая совершит скачок в развитии страны, тот самый скачок, на который упирает президент в своих предвыборных обещаниях? Это вопрос чисто риторический, и на него не нужно давать ответ. Но мы дадим: в существующем виде наше образование не способно подготовить активную, инновационную молодежную когорту, поскольку оно основано на принципах, не только подавляющих мотивацию школьников, но и, более того, системно готовит из них прокрастинаторов, и этот бич – прокрастинация – будет преследовать их в течение всей жизни.
Прокрастинация (от англ. «задержка», «откладывание») – это достаточно новое слово в русском языке, но очень старое и хорошо известное всем нам явление. В психологии прокрастинация определяется как «склонность индивида откладывать важные дела, избегать решения проблем, исполнения своих обязательств, замещая их отвлеченными делами». В практической жизни мы постоянно откладываем на будущее выполнение важных дел, решение серьезных проблем, подменяя их несерьезными занятиями, развлечениями. Например, если вы офисный работник – вы нередко устраивали «кофе-брейки», в то время как надо было активно работать. А если не офисный – то наверняка участвовали в «перекуре», который мог затянуться надолго. Мы постоянно откладываем неприятные, но важные дела, которые нужно обязательно сделать – завершение работ к сроку, проведение обслуживания и профилактического ремонта, подачу деклараций и отчетов, заполнение журналов… В обычаях россиян есть так называемый «русский авось» — ну, помните, на который понадеялся поп-толоконный лоб из стихотворной сказки Пушкина. И, вспомните, как это плохо закончилось!
Весь нынешний уклад российской школы, вся организация школы – это сплошное воспитание из наших детей будущих прокрастинаторов.
Возьмем, к примеру, наш типичный фронтальный урок длительностью 45 минут. Вспомните, как, когда учитель переходит к опросу и вызывает к доске, дети дружно тупят глазки и начинают что-то лихорадочно высматривать в тетради или учебнике. «Только бы пронесло, только бы не вызвали!» — вот основное их желание в такие моменты. Но урок короток, и более 10-15 минут опрос проводиться не может. Поэтому чаще всего после того, как учитель перестал вызывать, для большинства наступает радостная пауза, и от полноты переживаемых эмоций можно заехать кулаком в бок соседу или дернуть сидящую впереди девчонку за косичку. Так постепенно формируется и закрепляется у детей навык – не слушать учителя, не выполнять задания. Правда придется пару минут поволноваться, зато потом сразу будет море положительных эмоций.
Но если учитель не спрашивает, а объявляет самостоятельную работу? Нужно ли за нее браться? Нет, конечно! Как такое могло прийти в голову! Ведь только настроишься, разберешься, что нужно дело, тут – дзинь – дзинь – звонок! И уже перемена, а на следующем уроке все повторится заново.
А если и не самостоятельная работа, то… Первый урок – математика… Спать хочется, скучно, кое-как пересидели. Второй урок – русский. Уже хочется есть, и тоже скучно, но снова пересидели. Потом еще что-то… И так весь день кое-как пересидели и пошли домой заниматься чем-то интересным, например играть в компьютерные игры…
А домашнее задание?… Надо ли их выполнять или нет? Что за странный вопрос! Конечно, нет! Учитель не имеет возможности проверять каждое домашнее задание. Но лучше подстраховаться – спросить у класса, в котором это урок был до вашего, спрашивал ли учитель, проверял ли домашку. И если спрашивал или проверял, то срочненько, прямо на переменке, списать в тетрадку. Ведь в классе, конечно, есть хоть один ботан, который делает все задания. О наличии такого ботана позаботится сама классуха, потому что без него картина успеваемости в классе будет полный мрак.
Теперь о списывании и подсказках. Само собой, списывание и подсказки – это один из главных устоев российской школы. Зачем, действительно, если выполняется фронтальная, общая для всех работа (или даже с вариантами) мучиться, ломать голову, если можно все списать? И зачем учить параграфы учебника, если тебе могут это подсказать? Ведь все это делается ради оценок, а оценка – такая вещь, что можно поныть учителю, попросить его не ставить плохую оценку, дать переписать работу. Может и мама прийти в школу и повыпрашивать хорошие оценки. Зачем, действительно, мучиться?
Вот, примерно, в такой логике и психологии по моим наблюдениям существует большинство школьников российской школы. Отмечу для чрезмерно придирчивых моих читателей, которые решат, что я очерняю лучшую в мире российскую школу и всех ее замечательных учителей и еще более прекрасных учащихся. Я не пишу, что такая картина – для всех поголовно учащихся, во всех поголовно классах, во всех поголовно школах России. Есть, конечно, и позитивные примеры, но, к сожалению, описываемая мной картина – достаточно массовая и распространенная. Прошу читателей статьи, ради объективности, отозваться в комментариях, что им такое встречалось либо не встречалось ни разу. Получится почти настоящее социологическое исследование.
Основная гипотеза такая: в школе создана практика подмены ценностей, имитации, при которой природное стремление детей к знаниям, желание учиться подменяются формальными и несправедливыми отметками, которые становятся целью обучения.
Постоянное расписание уроков, их стабильный набор лишает детей возможности выбирать то, что им больше нравится и интереснее, заставляет постоянно «пересиживать», пережидать скучное и неинтересное. В ходе урока ученик не может выбирать занятия, все они вынуждены делать одинаковое, то, что им предлагает учитель, не вдумываясь в смысл и пользу от этих занятий. Точнее, всем учащимся понятно, что выполняемые ими задания не имеют никакого смысла, кроме как учебного, тренировочного. С этим еще как-то могут мириться учащиеся начальной школы, но для подростков, которые уже реально ощущают себя взрослыми, выполнение бессмысленных учебных заданий – как нож острый.
Ну и, конечно, понимание того, что можно лишь делать вид, что пришел на урок, а на самом деле не выполнять ни домашних заданий, ни классные работы, мелькание занятий, на которых не успеваешь сосредоточиться – это прямая подготовка к прокрастинации и имитации деятельности в течение всей жизни.
Уже сейчас участились разного уровня аварии и техногенные катастрофы. Что ни день, то пожар, взрыв, авария на транспорте или электростанции, а то и падение космической ракеты. Что лежит в основе большинства этих происшествий? Человеческий фактор. Элементарная безответственность или расхлябанность, неграмотность, непрофессионализм и просто привычка полагаться на «авось».
В советские времена недостатки организации школьной жизни компенсировались деятельностью в рамках общественных организаций – октябрятской, пионерской, комсомольской, которые воспитывали моральные и нравственные принципы и выдвигали людей, прошедших проверку. Но теперь их нет и быть им не положено, и современный школьник, кроме патриотических лозунгов, в ходе обучения не получает никаких нравственных уроков и моральных принципов. Теперь выдвигаются так называемые «технократы», то есть люди, не имеющие за душой серьезного социального опыта и практики.
Вот и получается, что при нынешнем состоянии российской школы, она выпускает в жизнь такое будущее поколение, которому вручить судьбу Родины будет откровенно страшно, если не полностью безнадежно.