Очевидное-невероятное: компьютерная зависимость министерства образования и всей страны
Тема зависимости детей (но подвержены ей не только дети) от компьютера возникла в российской печати и обсуждениях в педагогическом сообществе свыше 35 лет назад, вместе с первыми шагами по информатизации образования, предпринятыми в ходе так называемой «черненковской» реформы образования 1984 года.
Из истории вопроса
Тогда получили распространение самые первые персональные компьютеры – так называемые «бытовые», досугового и учебного назначения, с крайне примитивными звуковыми и графическими возможностями и очень ограниченной по объему памятью (как оперативной, так и внешней). Часто они использовали обычные телевизоры в качестве видеодисплеев и бытовые магнитофоны в качестве устройств хранения информации. Играми для них были простейшие, с самой грубой графикой, «аркады», однако, все это не мешало их большой популярности. Можно сказать, что тогда «компьютерная зависимость» возникла у руководства страны и перекинулась на широкие массы населения. Компьютер казался волшебной палочкой, и казалось, что компьютеры, особенно применяемые в образовании, выведут нашу страну в передовые.
По-настоящему компьютерная зависимость, как руководителей, так и населения, приобрела масштабный характер в 90-е годы в связи с появлением доступных IBM-совместимых персональных компьютеров, обладающих мультимедийными возможностями (т.е. качественной многоцветной графикой и звуком), а также дополнительными игровыми устройствами ввода – джойстиками, рулями, рукоятками и т.д. Через несколько лет настоящий взрыв в плане признаков «компьютерной зависимости» вызвало появление доступа к интернету: сетевые игры и, особенно, появление социальных сетей – «Одноклассники», «В контакте», Facebook и др.
Наибольшему риску оказались подвержены мальчики и юноши в связи с особенностями их психофизиологии, традиционными трудностями, испытываемыми ими в пубертатный период. В эти годы настоящей бедой стали игровые компьютерные клубы, где подростки в играх проводили многие часы в ущерб занятиям в школе и сну. А всевозможные руководители разного ранга самым активным образом занялись закупками компьютеров для своих организаций.
При этом все эти компьютеры в течение 3-4 лет полностью морально устаревали, и компьютерный парк приходилось обновлять. Трудно оценить средства, которые были выведены из нашей страны при этих покупках, так и не приведших к заметному скачку в развитии страны. А вот экономики США, Японии, Южной Кореи, Китая заметно поднялись на этом буме.
Компьютерная зависимость чиновников
Даже в настоящее время у российских чиновников и руководителей сохраняется тенденция рассматривать компьютеры, программы, интернет-ресурсы как своеобразную волшебную палочку, палочку-выручалочку при решении проблем, корни которых находятся в совсем другом месте.
Например, непонятно, на решение каких проблем направлено требование к каждой школе иметь собственный сайт в Интернете и на этом сайте – традиционный набор информации, различающийся только номером школы, именами и фамилиями администраторов и педагогов. Все остальное – образовательные программы, методические разработки – достаточно типовые, во всяком случае, смысла в их размещении в Интернете нет. Так, как говорится, зачем?
Или возьмем электронный журнал, который вынуждены вести педагоги. Какую реальную пользу это приносит, так что без него нельзя обойтись? Тысячи школы в стране продолжают тратить усилия на поддержания систем дистанционного обучения. Это мы еще не вспоминали бессмысленные и бестолковые электронные доски, на которые затрачиваются миллиарды из небогатого бюджета страны. И где реально эта практика приносит положительный эффект? Не сомневаюсь, что не везде результат от этих затрат нулевой, есть и позитивные примеры. Ну, давайте их высветим! Как говорится, героев в студию!
Упорство властей, буквально заставляющих педагогов заниматься всей этой … бесполезной и бессмысленной работой, совершенно непонятно. Другой причиной, кроме как непонятной компьютерной и интернет-зависимостью у властей и руководства образованием, объяснить это трудно.
Но вернемся к «человеческой» компьютерной зависимости. С появлением персональных компьютеров дома во многих семьях (в связи с чем компьютерные клубы закрылись), и распространением мобильных телефонов, смартфонов, появлением в 2010-е планшетов (и игр для этих устройств) центр тяжести «компьютерной зависимости», которая уже перестала быть чисто компьютерной, начал смещаться в сторону от персональных компьютеров, а первоначальное понимание этого явления оказалось размыто.
Произошло смещение представлений о поведенческих нормах. Увлечение компьютерными играми в домашних условиях, требование денег подростком от родителей на модернизацию компьютера и приобретение игр уже рассматривается взрослыми как норма поведения, как более приемлемое поведение, чем времяпровождение в дворовых кампаниях, курение и распитие алкогольных напитков, позднее возвращение домой, драки, хулиганство и приводы в полицию, не говоря уже о наркомании.
Что же такое «компьютерная зависимость»?
Слово «зависимость» очень многозначно. В психологических словарях можно найти противоречащие друг другу трактовки термина «зависимость» — и как «положительного качества, способствующего здоровому психологическому развитию и росту человека» и как «стремления полагаться на другого в целях получения удовлетворения и/или адаптации». Как общий термин «зависимость» означает состояние необходимости или потребности в чем-то или ком-то для поддержки либо для функционирования или выживания. Применительно к алкоголю и другим психоактивным средствам термин подразумевает необходимость повторных приемов психоактивного средства для обеспечения хорошего самочувствия или во избежание плохого.
Существует и «зависимость» от лекарственных препаратов или наркотиков, которая бывает физиологической, если сам организм нуждается в данном веществе для нормального (или привычного) функционирования, или психологической, если эта потребность — аффективной природы.
В некоторых случаях зависимость может рассматриваться как разновидность расстройства личности, когда человек настолько опирается на других людей, что не может принять даже простейшего самостоятельного решения. Люди, страдающие этим расстройством, испытывают глубокое чувство неадекватности и беспомощности». В словарях отсутствует термин «компьютерная зависимость», как и зависимость от каких-либо аспектов, связанных с информационными технологиями.
В любом случае компьютерная зависимость не носит необратимого или медицинского характера. Имеются многочисленные свидетельства, хорошо воспроизводимый опыт, что ограничение использование компьютера или мобильного устройства в силу каких-то причин – поломки или поездки, — появление активной и позитивной отвлекающей деятельности уже в течение 3-4 дней вытесняют все признаки «глубокой психологической зависимости» от компьютера или интернета, снимают признаки фрустрации и дезориентации у детей. Модель поведения подростка легко сменяется на более традиционную и социально приемлемую. Потом, однако, когда обстоятельства, мешавшие игровым компьютерным увлечениям, завершаются, эти увлечения и модель деятельности, связанная с ними, как правило, восстанавливаются.
Поэтому общий вывод, который можно сделать из краткого обзора истории вопроса и психологических словарей: «компьютерная зависимость» — это некая метафора бытового уровня, указывающая на отклонения в поведении детей и подростков, связанные с их увлечением различными аспектами не столько компьютерного досуга, сколько времяпровождений с использованием игр, обработкой информации, или коммуникаций. Более того, это вообще некорректный оборот, поскольку эти отклонения в поведении вызывает не сам по себе компьютер, а определенные виды деятельности с ним, как правило, – игры и общение в социальных сетях. И притом – не всегда это происходит именно с использованием персонального компьютера.
Компьютерная зависимость детей и подростков
Многочисленные наблюдаемые нами случаи «компьютерной зависимости», обследования и консультации, проведенные в связи с жалобами родителей на патологическое, по их мнению, поведение детей, в действительности оказывались не зависимостью в подлинном смысле этого слова. Да, среди изученных нами случаев были достаточно драматические ситуации, когда, например, ребенок (сын) проводил в компьютерном игровом клубе дни и ночи, пропуская занятия в школе, воруя дома деньги или продавая вещи, чтобы иметь средства для оплаты посещений клуба. Однако во всех случаях отклоняющегося от ожиданий родителей поведения мы обнаруживали предпосылки такого поведения на уровне нарушений, проблем в семейных взаимоотношениях и в общении родитель-ребенок или в общении ребенка или подростка в классе, со сверстниками. Можно сказать, что зависимость от компьютерных игр или общения по интернету возникала не сама по себе, а проявлялась как реакция на нарушения во взаимоотношениях ребенка или подростка с родными и сверстниками. Во многих случаях эту «зависимость» удавалось скорректировать или сгладить путем совместной работы над возникшей ситуацией, налаживания совместной деятельности и общения, проговаривания ожиданий и обозначения ценностей.
Само по себе электронное устройство не может оказывать вредное воздействие, тем более, если это устройство ребенку не дают, а держат на замке. Таким образом, корректнее обсуждать вред не от самих по себе устройств, а от их неправильного, некомпетентного применения. В первую очередь этот вред выражается в расстройствах обычного общения с родителями и сверстниками и повседневной деятельности, если в ситуации работы с устройствами ребенок оказывается более успешен, чем в традиционной деятельности и общении.
Однако мы далеки от мысли, что проблемы нет. Даже если не говорить о «компьютерной» или «интернет-зависимости», чрезмерное увлечение играми на компьютерах и мобильных устройствах, общением в интернете могут принимать злокачественный характер, серьезно мешающий интеллектуальному, нравственному и эмоциональному развитию, приводить пусть не к необратимым, но значительным личностным деформациям, отрицательно сказываться на физическом здоровье и социализации, подрывать основы личной эффективности и успешности в реальном мире.
Игровые и коммуникативные увлечения в действительности замещают не только рациональные модели поведения, но и ценности у детей и подростков, и могут негативно сказываться на их жизненной успешности в долговременном плане. Так, стереотипы поведения, ориентированные на игру, закрепляясь у подростков, могут сохраняться как элемент общей инфантильности и в дальнейшей жизни, и тогда взрослые, в общем-то, люди продолжают играть в компьютерные «игрушки», вместо того, чтобы строить семью, карьеру, улучшать быт, зарабатывать деньги. Не говорим уже о том, что игры на протяжении дней и ночей идут во вред здоровью, мешая рациональному образу жизни. Увлечение коммуникационными сетями ведет к значительным потерям рабочего времени, если доступ к интернету не ограничен на рабочем месте.
Период всеобщей увлеченности компьютерными играми коррелирует с изменениями в характере социальной активности детей и подростков, а точнее он сопровождался прекращением многих видов и форм социальной активности молодежи в российском обществе после распада СССР и роспуска основных молодежных организаций детей и молодежи. Это не случайная связь. Увлечение компьютерными играми было вызвано не только замечательными игровыми возможностями компьютера, но и резким сворачиванием социальной активности у детей, компьютерная игра в то же время явилась фактором, мешающим развитию социальных и коммуникативных функций у подростков.
В настоящее время одной из социальных причин и одновременно – последствий чрезмерного увлечения детьми и подростками компьютерным досугом, остается практически полное отсутствие детских общественных организаций, форм и направлений социальной активности у детей, которые бы дополняли скучную и рутинную классно-урочную действительность.
Какие практические выводы можно сделать из приведенных выше соображений о вреде чрезмерного увлечения компьютерными играми и общением в компьютерных сетях?
Хоть такого рода увлечения не подпадают под признаки зависимости (аддикции), как медицинского явления, они могут быть достаточно вредными и опасными. Опасность чрезмерных увлечений компьютерными играми существует не сама по себе, так проявляются в нашу компьютерную эпоху нарушения, существующие в семьях в родительско-детских отношениях, в общении подверженного этим чрезмерным увлечениям ребенка или подростка со сверстниками, а также трудности, конфликты и дискомфорт, с которыми он встречается в школе и классе.
Важным фактором, связанным с чрезмерными компьютерными играми, является дефицит социальной активности ребенка и подростка, дефекты его коммуникативного развития, проблемы социализации, риски инфантилизма, «застревания» на играх.
Однако связь здесь – обоюдная. Чрезмерное увлечение компьютерными играми мешает коммуникативному развитию и социализации, но с другой стороны активные коммуникации со сверстниками и взрослыми, социализация – действенные средства против чрезмерного компьютерного досуга. Подростковые коммуникации и социализацию необходимо планомерно развивать и поддерживать. Бездумной и некомпетентной «компьютеризации» необходимо противопоставить планомерные меры профилактики, основанные на включение в активные коммуникации и социальную активность, психологическую помощь и мероприятия по привитию детям базовых навыков саморегуляции и психогогиены.