Образование: халявная социальная услуга или инвестиция в будущее?

В ожидании второй волны коронавируса выпущены на работу все предприятия, государственные и частные (а стройки не останавливались ни на день), в том числе торговля, спорт, общепит. Но все еще не работает образование: закрыты школы (пока на каникулы, но на всякий случай, там готовятся работать в дистанционном режиме), запрещена работа кружков и секций — всего дополнительного образования. Ну и, может быть, культура. Но о культуре и подавно речи не идет.

Фото depositphotos

А кто-нибудь задумывался, какой ущерб стране влечет этот сбой, остановка в образовании? 

Например, пресловутыми британскими учеными уже подсчитано, что для Великобритании ущерб от остановки образования в результате карантинных мер против коронавируса будет проявляться не менее 40 лет и составит в денежном выражении от 65 млрд. фунтов. Этот ущерб связан, прежде всего, с тем, что снизится уровень образования школьников, и это будет проявляться в экономике, когда нынешние школьники, у которых пропала треть учебного учебного, приступят в будущем к работе на своих рабочих местах.

Там, в этой развитой стране, образование рассматривается как инвестиция, как один из наилучших способов вложения денег, как государственных, так и частных. Там понимают, что если недовложить средств в образование, и если в результате снизится качество образования, то это обязательно проявится в виде негативного влияние на экономику в целом, в виде торможения в развитии всей станы в будущем, утраты конкурентоспособности отраслей и страны в целом.

А в нашей стране кто-нибудь это понимает? Ау! Откликнитесь! Нет? Тишина…

Все в нашей стране, особенно руководители, отлично понимают, что образование — инвестиционная сфера, условие динамичного экономического и социального развития. Но не хотят ничего менять. Главная задача — поддержание статус кво, сохранение существующего положения дел. Есть перекачка газа и нефти за рубеж, вывоз других природных ресурсов на Запад и Восток, что еще нужно? Поэтому прокладка новых труб — северные и южные потоки — это наше всё.

А население лучше сохранять в управляемом, полностью подчиненном состоянии. В виде написания ВПР, сдачи ЕГЭ и поступления на бюджет. Пусть в представлении большинства жителей страны (а также большинства учителей) образование — это халявная социальная услуга. Которую можно оптимизировать бесконечно. В результате уровень затрат на образование из бюджета составляет у нас 1 процент ВВП, соответствует уровню Уругвая. 

А поскольку никто не заботится на деле о развитии страны в целом, как и отраслей ее экономики, поэтому можно, раз, и продлить карантин, отправить все образование на малоэффективное (в связи с нашей же тотальной неготовностью!) дистанционное обучение. Как и противопоставить вирусу режим изоляции и обязательность масок, а не современную медицины и вирусологию, уже дооптимизированные до грани существования.

Некоторые родители схватились, и стараются дать своим детям адекватную подготовку, таскают их на кружки и секции, или даже отдают в платные школы. Честь и хвала им! Они стараются дать будущее своим детям, дать лучшее образование из возможного. Образование мирового уровня, вполне соответствующего мировым трендам и достижениям. А для этого им самим приходится демонстрировать недюжинные способности и кругозор, исправляя дефекты закладываемые государством в головы нового поколения. 

Но таких (увы!) пока крайне немного. Основная масса родителей и тех, кто постарше, предпочитает плыть по течению, считая, что если они сами когда-то как-то чему-то научились, то так должно продолжаться и дальше, и можно ничего не менять, только повторять раз разом то, что когда-то получилось…

А ведь, на самом деле, так продолжаться не должно, не может. У нас как страны есть только два варианта: либо тихая деградация и затухание, запустевание огромных территорий, лишенных уже природных и человеческих ресурсов. А потом на эти пространства придут другие народы и государства. Либо смена элиты путем демократических выборов в ближайшие годы. Но для этого эту элиту, способную взять на себя ответственность за дельнейшее развитие страны, нужно как-то вырастить, выпестовать, дать ей набраться компетенций, сделать ее популярной…

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть