О задачах сообщества сторонников альтернативного образования
Попробую обозначить некоторые вопросы, наличие ответов на которые принципиально для развития сообщества сторонников альтернативного образования. Эти проблемы активно обсуждались как важнейшие участниками нескольких ежегодных Международных конференций по альтернативному образованию, проводимых в Санкт-Петербурге. Будучи переформулированными в задачи, они могут способствовать развитию сообщества сторонников альтернативного образования.
1. «Поддержка устойчивости»
Опыт наших ежегодных конференций и иных встреч показывает — сегодня существует и активно развивается множество различных интересных образовательных проектов, общественно-педагогических инициатив, в том числе, соорганизованных молодыми людьми. Многие из них стартуют и по разным причинам (не всегда содержательным) затухают.
Как сообществом организовать поддержку этих инициатив, чтобы они были устойчивы?
2. «Передача традиции»
Инициируя свои проекты, молодые люди часто идут интуитивным путем, не имея соответствующих педагогических знаний и опыта. При этом в российской педагогике накоплен большой опыт эффективных педагогических практик. Важно чтобы не были забыты сделанные открытия, и новые поколения не вынуждены были их открывать заново, а могли двигаться дальше. При этом, понятно, что каждому новому поколению хочется чувствовать себя первооткрывателями и первопроходцами.
Как организовать передачу этих традиций новому поколению? (но так, чтобы не отбить у коллег желания этим заниматься)
3. «Формирование сети»
Появляющиеся в различных концах страны и мира качественные педагогические инициативы, чаще всего, выживают по одному и движутся собственными маршрутами. Это связано и с тем, что люди, конечно же, хотят реализовывать, в первую очередь, свои собственные идеи и проекты, и с тем, что много сил уходит на собственное выживание новых проектов … При этом виден интерес людей друг к другу, к родственным проектам и душам, но, чаще всего, ограничивающийся знакомством и информационным обменом… Похоже, что без формирующегося сообщества, внутренних связей выживать, а тем более влиять на окружающую жизнь – сложно.
Как формировать и удерживать сеть таких общественно-педагогических инициатив?
4. «Массовость»
Опыт имеющихся устойчивых образовательных инициатив показывает, что он может быть доступен и другим — родителям, педагогам, детям. Возникает естественное желание сделать его более массовым. Опасение вызывает негативный опыт «широкомасштабного внедрения» чего бы то ни было, приводящий обычно к отрицательным результатам.
Нужно ли сторонникам альтернативного образования стремиться их опыт сделать массовым? И если – да – то, как это возможно сделать?
5. «Имидж»
К сожалению, для большинства населения в стране альтернативное образование остается либо просто «терра инкогнито», либо объектом стереотипных претензий и неприязни. У людей нет информации о многовариантности проектов альтернативного образования, об их достижениях и возможностях.
Негативное отношение к альтернативе в целом на уровне ценностей сказывается, в том числе, на отношении к конкретным проектам.
Каждый проект по отдельности своими силами пытается выстроить собственную политику по продвижению, информированию населения о себе. При этом чаще всего это делается в конкретной среде с родственными проектами альтернативного образования.
Но по одиночке изменить общее отношение сложно.
Могут ли быть какие–либо форматы объединения усилий в обеспечении кампании по продвижению ценностей ценностей и позитивных эффектов альтернативного образования на более широкую аудиторию?
6. «Исследования»
В большинстве своем проекты альтернативного образования создаются как экспериментальные, еще не имеющие уже отработанной образовательной программы, работают, что называется «с колес» — экспериментируя, анализируя успехи и ошибки, тут же реализуя на практике новые форматы. Вероятно это естественный способ жизни стартующих проектов альтернативного образования. Такая резко уплотненная жизнь, к тому же проводимая в ситуации необходимости финансового выживания (в том числе, экономии ресурсов, которые важно направлять на самое актуальное) чаще всего не оставляет сил на разворачивание серьезной внутренней исследовательской работы, и тем более на исследование иных проектов, проблем движения альтернативного образования в целом. Добавим здесь, что и специалистов-исследователей в этой сфере очень немного.
При этом необходимость организации исследовательской деятельности в отношении как конкретных проектов, так и всего явления в целом, существует, так как это необходимо, в том числе, для осознанного выбора дальнейших путей развития.
Каким образом в ситуации резкого дефицита средств и сил возможно решить вопрос с изучением и осмыслением происходящего в альтернативном образовании?
***
Во многом для поисков ответов на поставленные выше вопросы, мы инициировали деятельность проекта «Открытого авторского Института альтернативного образования имени Януша Корчака», посвященного изучению и поддержке гуманистических ценностей в образовании и социальной практике.
События показывают, что в обществе в целом и в отдельных его сферах (бизнес, образование, социальная политика) постепенно дискредитируются гуманистические ценности, идеи и практика личностно-ориентированного подхода. К сожалению, сейчас внимание к конкретным проблемам личности обуславливается не поддержкой ее творческого самосозидания и осознавания ответственности в этом, а желанием эффективно манипулировать ее поведением ради корпоративных и сугубо потребительских индивидуальных целей.
Мы же верим (и не просто верим, а знаем: это — реально), что вполне возможны эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем.
Одно другому не мешает. Просто тот или иной стиль и смысл работы педагога, управленца, предпринимателя определяются внутренней его убежденностью, личным выбором подхода к делу и его оснащенностью соответствующими социальными, образовательными, управленческими технологиями.
Более того, мы уверены, что в долгосрочной перспективе именно ценности свободы, уважения, ориентации на самостоятельный выбор и основанные на них подход к делу и технологии обеспечивают устойчивое развитие образования, бизнеса, общества в целом.
Понятно, что весь мир сразу не переделать. И, видимо, и не нужно. Мы хотим в меру своих возможностей приложить силы к тому, чтобы становилось больше людей, для которых воплощение в практике гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку – не абстрактная «заумь», а непростая задача напряженных, трудных, но осмысленных и радостных будней.
Убеждены, что без образовательной и иной поддержки тех педагогов (и только еще начинающих свою профессиональную жизнь, и уже имеющих опыт), кто осознает необходимость изменения своей практики работы с детьми, невозможны никакие «модернизации образования», в действительности давно уже назревшие.
Без изменения подходов в социальной практике наше общество не станет ни реально гражданским, ни социально-ориентированным.
Без возможности равнозаинтересованного диалога и взаимообогащения (в том числе, технологиями) бизнеса и образования вообще будущее нашего общества сомнительно.
Задумывая деятельность Открытого Авторского Института Альтернативного Образования имени Януша Корчака мы предлагаем коллегам-единомышленникам объединить усилия, чтобы предоставить образовательные условия всем желающим овладевать теорией и практикой гуманистического подхода в бизнесе, образовании и социальной политике, и развивать успехи этого направления в нашей жизни.
Почему — институт?
Мы планируем, что сможем общими усилиями и вести исследования в выбранной области, и оказывать образовательную поддержку (различными путями) заинтересованным людям и организациям. Это будут и образовательные программы, ориентированные на детей; и различные программы дополнительного образования, повышения квалификации для взрослых – педагогов, социальных работников, управленцев,… Таким образом, наш институт, не претендуя на право выдачи документов о первом высшем образовании, постарается, будучи организацией дополнительного образования, помочь коллегам профессионально расти в выбранном ими направлении.
Почему – открытый?
Первое время, по крайней мере, наш институт с формальной точки зрения не будет отдельным юридическим лицом. И уже позже, когда мы убедимся, что наша идея оказалась востребованной, и мы сможем найти устойчивую финансовую базу, то тогда и озаботимся специальной регистрацией отдельного юридического лица.
А пока что мы планируем развивать те исследования и те учебные программы, в которых, с одной стороны, видят необходимость и собственный интерес специалисты, объединяемые институтом, а с другой – те, на которые мы сумеем найти хотя бы минимально необходимые для общей работы ресурсы (в виде грантов, заказов, или «рыночной востребованности»). Так же убеждены, что от объединения усилий единомышленников возможен «кумулятивный» эффект, хотя бы потому, что появляется возможность той или иной поддержки друг друга за счет «внутренних источников».
Но дело, конечно, не только и не столько в формальной «институции», сколько в объединении усилий заинтересованных людей-деятелей и возможности подсоединиться к ним другим. Для нас важно, чтобы в исследовательских и образовательных программах нашего института могли принимать участие различные люди – вне зависимости от их образовательного ценза и социального статуса.
Необязательность выдачи итоговых официальных государственных бумаг также дает нам возможность свободного планирования нашей деятельности и содержания работы.
Мы надеемся, что постепенно сможем обеспечить возможность для наших потенциальных коллег-клиентов повышать свою квалификацию, удовлетворять свои образовательные запросы очень различными способами и маршрутами: и через открытые лекции и встречи; и через циклы курсов и семинаров; и через сопровождение в процессе работы и/или стажировки у интересующих специалистов; и через систему заочного обучения; и через публикации в СМИ и т.д.
Так же мы рассчитываем, что Институт станет площадкой встреч, открытой для диалога различных групп нашего общества: представителей бизнеса и социальной сферы, образования и культуры… Такой диалог давно назрел и чрезвычайно важен в сегодняшнем состоянии развития нашего общества.
Почему – авторский?
Потому что технологии – технологиями, но при личностно-ориентированном подходе важна личность не только ученика, но и Учителя. Мы планируем, что в первую очередь образовательная деятельность нашего института будет строиться на курсах, семинарах, открытых лекциях авторов – людей самостоятельно разрабатывающих свой курс, имеющих собственную практику и позицию, а не «читающих лекции» по чужим лекалам.
Кроме того, мы хотим попытаться объединить людей, хотя и близких друг другу по основным ценностям, но при этом ярких, самобытных, авторов своей «технологии» и жизни, и в этом смысле – уникальных.
Почему – альтернативное образование?
Потому что традиционное образование – и в бизнесе, и в социальной сфере, и в образовании – находится в кризисе. И по своим целям и смыслам, и по формам организации этого образования. И необходим поиск путей изменения ситуации.
Потому что и то, как мы хотим выстраивать нашу работу, и то про что мы собираемся работать – пока еще является не самым популярным, массово принятым как традиция в нашей стране, по крайней мере. И требует внимательного и бережного изучения , описания, осмысления.
С другой стороны, в европейской традиции под альтернативным образованием давно уже подразумевается образование с иными целями и смыслами, в иных, чем общепринятые, формах и способах.
Кроме того, в стране остается огромный пласт неформальной (неформатной) педагогики, требующий как минимум «проявления», осмысления, введения в оборот общественного обсуждения.
Да и сам путь к образованию не через государственный вуз, не для бумажки или сертификата, а ради самого образования, исходя из понимания «учениками» того, что им необходимо самим что-то осмыслить, изучить, чему-то научиться, с кем-то вместе поработать над собственной квалификацией – все еще необычен, альтернативен. В Скандинавии – с их системой высших народных и дневных народных школ – такой путь давно уже стал традиционным, и обеспечивает возможность реально непрерывного образования. Но не в России.
Другое понимание альтернативного образования – как негосударственного – для нас также важно. Поскольку мы уверены, что принципиальное отличие частного от государственного не в том, что одни берут деньги за обучение, а другие нет (теперь уже практически все берут). Отличие их в том, что «частное образование» может быть гораздо более личностным (по крайней мере, в смысле влияния личности основателей учебного заведения), а с другой стороны, гораздо более общественно нацеленным. В смысле общественного участия в образовании, возможности сообщества влиять на выстраивание образования своего младшего поколения в соответствие с собственными смыслами и целями.
Альтернатива – не означает борьбы со всем другим, существующим сегодня у нас в обществе и образовании. Мы не за конкуренцию – мы за взаимное дополнение. Мы за то, чтобы было РАЗНОЕ. Альтернатива означает, что мы — про другое, но со всеми кому это другое интересно мы рады сотрудничать.
Почему — Януш Корчак?
Мы предлагаем объединяться под именем Януша Корчака потому, что он был, вероятно, первым из современных деятелей образования, кто столь четко сформулировал и реализовал в социальной и педагогической практике идею уважения к ребенку (человеку вообще), важную для всех нас.
***
И еще раз – чем, как планируется, будет заниматься такой институт?
Исследования
Поддержка и организация исследований для полноценной работы Института альтернативного образования необходима с нескольких точек зрения:
— Для описания опыта педагогов и представления его другим коллегам.
— Для формирования сообществ, включающих в себя и исследователей, изучающих ту или иную сферу педагогической деятельности и развивающих ту или иную «новационную» практику, и педагогов-практиков. Убеждены – именно в таком сообществе – исследователей и практиков становятся хорошие учителя.
– Такая среда полезна и просто для повышения квалификации учителя (известно, что учитель, участвующий в каком-либо эксперименте по изменению учебного процесса, дает лучший результат, чем учитель, просто транслирующий чужую программу).
— Для разработки новых образовательных технологий, пособий. Это необходимо, так как направление, которое развивает Институт, еще не слишком практически проработано, требует исследовательской и апробационной части. (Заметим – Классно-Урочная Система становилась на ноги и методически оснащалась более 300 лет. Современному «новому образованию» чуть больше 100 лет. В России – и того меньше.)
— Для разработки и проведения учебных курсов – так как, опять же, дело – новое, большая часть из них требует разработки и/или адаптации.
Обучение
Длительные и краткосрочные образовательные программы (очные и дистанционные), семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, стажировки и пр.
Среди направлений образования:
- личностно-значимое образование, его философские, психологические, педагогические основы, сравнительная педагогика, образовательный менеджмент, социокультурный и феноменологический подход в образовании,
- образовательные технологии — гносеодрама, метод проектов, содержательная интеграция, погружение, интеркультурное учение в образовании, групповая работа, педагогическая поддержка,
- новые специальности в образовании – тьютор, консультант, ведущий групп, учитель малой школы, менеджер социальных проектов, педагогический журналист…
Предполагается, что как сама работа института, так и организация обучения в нем строятся на постоянной взаимосвязи – практики, учения, исследований, продвижения идей, ценностей, опыта альтернативного образования.
Сопровождение
В рамках деятельности Института разрабатываются и реализуются разнообразные программы сопровождения как вновь создаваемых и уже работающих школ (и др. образовательных проектов), так и «индивидуальных» педагогов.
Сопровождение такое может быть как очным, так и дистанционным.
Дополнительным «плюсом» в программах сопровождения образовательных проектов, надеемся, будет то, что в рамках курса «лидеры образовательных инициатив», которые предполагается организовать, будут подготовлены консультанты, менеджеры, которые смогут приходить и помогать конкретным школам в решении их конкретных проблем.
Среди возможных форм такого индивидуального сопровождения — организация стажировок, ведение групп обсуждения пед. ситуаций и пр.
Общественные акции в поддержку альтернативного образования
Открытые встречи, лекции, круглые столы, и др.
Смысловые задачи этих встреч:
- распространение идей и ценностей альтернативного образования;
- знакомство горожан с практическим опытом реализации «иных подходов» к образованию;
- представление городу и людям имеющихся замечательных людей, специалистов;
- создание возможности для встречи, диалога людей из образования с заинтересованными в развитии образования специалистами из других сфер; и встречи горожан с настоящей, живой педагогикой.
Публикации
Ежегодная международная конференция по вопросам альтернативного образования и другие образовательные пространства (каникулярные школы, конференции, учебные программы) — для детей и взрослых, находясь в которых люди будут хотя бы на время оказываться в атмосфере нормальных человеческих отношений, что позволит им верить и видеть, что такое в принципе возможно. Участвуя в жизни таких проектов, дети и взрослые смогут увидеть образ будущего (школы, общества), к приближению которого им хотелось бы приложить свои силы.
Международное сотрудничество
Работа по представлению имеющегося интересного, часто уникального опыта российских педагогов за рубежом. Для этого — поиск и отбор имеющихся текстов, их перевод, издание.
Организация международных сетевых проектов, семинаров, конференций, летних школ и др.
Поиск интересного зарубежного опыта, пособий, учебных материалов, подготовленных иностранными коллегами, перевод их на русский язык, обеспечение свободного доступа к ним для российских педагогов.
***
И еще раз о смысле того, зачем все это нужно
Мне представляется, что тот радостный «одобрямс», которым в большой своей массе российский народ встречает инициативы по возврату в Советский Союз, во многом (не только, но значимо) связан с тем образованием, которое мы все получаем в детском саду и школе. Образование это, в серьезной степени, пронизано несвободой и отсутствием уважения, не приучает критически мыслить и инициативно действовать, кооперироваться и вместе искать способы улучшения нашей жизни.
В существенной мере это связано, на мой взгляд, с непопулярностью идей свободы и уважения личности в среде педагогов. С их незнанием иных идей и способов организации образовательного процесса, невладением соответствующими педагогическими технологиями. С тем, что часто педагоги не знакомы не только с зарубежным опытом, но и с российскими находками. С отсутствием механизмов поддержки (методической, информационной, организационно-финансовой) в их поисках и экспериментах.
Так, из поколения в поколение, передается один и тот же стиль организации жизни…
В этом смысле я убежден, что если мы хотим постепенно воспитать новую Россию, разорвать этот бесконечный круг несвободы, то начинать надо с педагогов.
Вернее так — я, конечно, понимаю, что это очень долгий путь, что кроме этого нужны и какие-то более краткосрочные меры. Но без этого «постепенного перевоспитания», уверен, все остальные меры не укоренятся. (И та легкость, с которой страна, несмотря на активные попытки перестройки последние 20-30 лет, активно возвращается в СССР — тому свидетельство.)
Я думаю, что в ближайшее время ситуация с возможностью реализации более-менее независимых инициатив в стране будет ухудшаться. Но пока существует какая-то возможность поддерживать учительство и способствовать появлению нового поколения молодых педагогов, желающих работать с детьми — это стоит делать.
В конце концов, когда-нибудь страна снова вырулит на новый виток возвращения свободы (она всегда туда выруливает — но на короткий промежуток). И чем больше будет людей, которые смогут противопоставить действенную практику прошлым методам, чем больше будет людей, которые, поддержанные нами, продолжат уже сейчас в меру своих сил пытаться школьникам предлагать иной взгляд на жизнь — тем вероятнее, что новый виток свободы будет более долгим.
То, что я написал выше, касается вроде бы только России. Но на самом деле, конечно, не только. Так или иначе, со схожими проблемами сталкиваются люди во многих странах (больше или меньше, с поправкой на социокультурную специфику), и, значит, такой проект актуален и должен быть международным.