О воспитательной роли математических боёв

Математический бой — это соревнование двух команд в умении решать задачи и докладывать результаты. Математический бой – это уникальная форма устных командных математических олимпиад, одна из важнейших и наиболее популярных в России. Бои особенно интересны тем, что позволяют учащимся реализовывать те свои качества и задатки, которые не выявляются и тем более не развиваются ни на уроках, ни на обычных олимпиадах.

В первую очередь следует отметить, что,  соединяя в себе лучшие черты устных математических олимпиад, командных математических олимпиад, а также интеллектуальных соревнований общей направленности (диспутов, интеллектуальных марафонов и т.п.), математический бой представляет собой интереснейший (хотя и не всегда зрелищный и недостаточно понятный неспециалисту) пример успешного и продуктивного сочетания индивидуальной и коллективной работы. Чтобы подчеркнуть уникальный командно-личный характер математических боёв, жюри казанского городского турнира математических боев всегда награждает по итогам учебного года отличившихся не только в командном, но и в личном зачёте.

В науке, в передовых  отраслях производства, в бизнесе крайне важно умение организовать коллективную креативную деятельность. В связи с этим хотелось бы отметить, что математические бои позволяют выявлять, воспитывать и разви¬вать такие ценные для социализации, более того – необходимые человеку в современном обществе качества, как умение организовать командную деятельность, при необходимости взять ответственность за принятие решения на себя. Полезна также развивающееся в процессе участия в математических боях способность правильно оценивать сравнительную сложность решённых командой задач (чтобы вызывать противника каждый раз на наиболее труд¬ную из оставшихся заданий).

Большое значение в жизни и деятельности современного человека имеют такие качества, как умение грамотно, чётко и компактно изложить свою точку зрения или результаты личной либо командной работы и в ходе дискуссии защитить их. Именно эти качества развивают математические бои, поскольку они требуются от докладчика, представляющего у доски своё (или командное, что непринципиально) решение соответствующей задачи и в борьбе с оппонентом отстоять его.

Для оппонента необходимы и в процессе участия в математических боях развиваются такие качества,  как умение внимательно, воспри¬нимая чужую логику, слушать доклад противника, находить в нём ошибки, аргументированно оспаривать результаты и, по возможности, полностью разрушать чужое решение. Эти способности и навыки трудно пе¬реоценить, а актуализируются они именно с помощью математических боёв, но не в «традиционных олимпиадах, включая даже сравнительно редкие командные.

Бытует мнение, что в данный момент именно нашему государству аналитически и критически мыслящие граждане не требуются, что сейчас значительно выше котируются послушные исполнители. Однако данная точка зрения чрезвычайно близорука. Россия как никакая другая из цивилизованных стран нуждается в коренной демократизации, широчайшей либерализации во всех сферах жизни, технической революции и полной перестройки науки, производства и бизнес-сферы. А  всё это невозможно без активнейшего участия людей, способных непредвзято, без оглядки на авторитеты взглянуть на любую проблему, иначе говоря – без умеющих критически мыслить аналитиков.

Одной из целей системы математических боев является развитие у учащихся всех вышеуказанных качеств и математических способностей через вовлечение их в данную систему. 

Кроме того, поскольку математика, будучи самой точной и вместе с тем самой абстрактной из наук, способствует некоторой узости интеллектуального и культурного развития личности и чрезмерной специализации, чрезвычайно важно по мере возможности стимулировать всестороннее развитие личности школьников и студентов, ориентирующихся на углублённое изучение математики, используя для этого любую подходящую возможность. В частности, в казанских городских турнирах математических боев, а также в проводящихся под их эгидой школьных турнирах  для решения вышеуказанной задачи используется ежегодная церемония награждения наиболее отличившихся команд и отдельных участников.

В частности, на данной церемонии традиционно проводится так называемая «Большая викторина», состоящая из ряда викторин и конкурсов, ориентированных на выявление и стимулирование знаний учащихся в области литературы, кино, искусства в целом, естественных и гуманитарных наук, спорта, на проверку сообразительности, развития интуиции и общей эрудиции. Заданий математического характера в «Большую викторину» из принципиальных соображений не включается.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть