О проекте «Параллельное педагогическое образование»

Похоже, что у России сейчас нет шансов рассчитывать на быстрые изменения к лучшему. Необходимо нацеливаться на длительный период, в ходе которого для постепенной смены ситуации надо вкладывать общественные силы в выращивание и поддержку нового поколения, в складывание устойчивых сетевых социокультурных сообществ, в получение людьми конструктивного опыта сотрудничества друг с другом, участия в самоуправлении на различных уровнях и в различных сферах жизни и деятельности. Обществу нужно по всем областям жизни создавать структуры, параллельные государственным. Также как это было во второй половине XIX века с Земством.

Людям нужно получать опыт жизни в свободе и уважении. Наиболее массовыми «институтами», где такой опыт (или же совсем противоположный) ВСЕ ГРАЖДАНЕ (каждое новое поколение) получают – это семья и школа, образование. 

Значит, также как и в XIX – начале XX века, общественные силы надо вкладывать, в том числе, в перемены в сфере образования, в поддержку инфраструктуры поддержки педагогических  инноваций, в воспитание хороших педагогов (и по возможности — родителей).

Одна из надежд на изменение ситуации в стране – поддержать подрастающее поколение, все-таки вырастающее относительно свободным (пока). Для этого важно людям, имеющим непосредственное отношение к воспитанию детей (молодым родителям, педагогам, молодежи, приходящей в различные образовательные проекты) помочь научиться «по-другому» жить и работать с детьми. 

Государственная система педагогического образования с советских времён по большей части воспроизводит саму себя во всё ухудшающемся варианте и приучает студентов к нормам преимущественно формально-бюрократических отношений. А в государственных школах и детских садах все больше власть берет прокуратура, растет давление «бумажного вала». Так учителя приучаются быть не педагогами, а третьестепенными бюрократами – а часто даже не подозревают о возможности совсем другой профессиональной жизни. 

Для того, чтобы хотя бы отчасти попытаться разорвать этот порочный круг, нужно создавать инфраструктуру параллельного массового педагогического образования. Требуется массовая программа поддержки людей с другими ценностями, желающих работать с детьми. Но важно не только помочь «полюбить свободу», но и поддержать людей в их профессиональном развитии в области «демократического образования» – то есть помочь не только читать и говорить, но и работать с детьми «в свободе». 

Опыт показывает — новые педагогические практики не осваиваются только на дистанционных курсах и массовых семинарах. Кроме обязательного наполнения информационного пространства важными и полезными текстами и другими дистанционно доступными ресурсами, необходима поддержка личного взаимодействия «рука-в-руку» педагогов обучающихся и уже работающих в этой практике, необходима организация и поддержка создания сообществ, сетевого взаимодействия людей, приверженцев той или иной педагогической практики. Очень важно при этом (особенно в ситуации столь большой страны как Россия) максимально приблизить такое взаимодействие к месту проживания людей. К тому же оказывается, что на разных территориях, в разных социокультурных условиях могут по разному прививаться и развиваться те или иные общественные (в том числе, педагогические) практики.

Опираясь на имеющийся у большой группы коллег опыт подобной деятельности, мы сейчас работаем над проектом, который будет способствовать вовлечению в процесс многих сотен, а постепенно и тысяч людей — педагогов и педагогически ориентированной молодежи. Ищем партнеров, спонсоров, инвесторов.

Наша убежденность в возможной успешности такого проекта базируется, в том числе, на том обстоятельстве, что сегодня в стране бум образовательных инициатив. В образовательные (не обязательно школьные) проекты приходит много молодежи, предприниматели вкладывают свои средства в новые образовательные проекты и продукты. Требуется выстраивание сети поддержки и уже сейчас работающих учителей, из тех, кто готов меняться, и нового поколения молодежи, желающей по-иному работать с детьми; лидеров образовательных проектов, родителей.
 
Понятно, что сразу и очень быстро всех педагогов в стране у нас переучить не получиться. Но задать серьезный тренд сможем.

Источник

Похожие статьи

Добавить комментарий

Закрыть