Новый Год в стиле ТРИЗ. 5 способов сделать праздник необыкновенным
Чтобы сделать Новый год запоминающимся, необычным и свежим, воспользуемся приёмами Теории Решения Изобретательских Задач. Науки о том, как изобретать.
Подготовка к Новому году – та ещё задачка. Где брать идеи для заданий детям? Чем увлечь учеников под Новый год? Как заразить духом волшебства и креатива собственных детей…и себя, конечно.
Возникает такое противоречие. Подготовка к Новому году должна быть традиционной, ведь это старый и почитаемый праздник. Но одновременно хочется приготовить и что-то новенькое. А то всё те же ёлки, игрушки, поделки… уже оскомину набили.
Берём традиционные новогодние атрибуты и обрабатываем их креативно, по-тризовски. А заодно забираем себе в копилочку несколько развивающих упражнений из арсенала ТРИЗ-педагогики!
1. Новогодняя открытка. Приём «Наоборот»
Для того, чтобы придумать что-то новое, можно представить – а что будет, если сделать старое «наоборот»? Вот, например, открытка – она какая? Опишите: раскрывающаяся, на бумаге, несъедобная, какая еще? А теперь берем каждое это качество и представляем его наоборот.
Наш пример – из открывающейся открытки «наоборот» получается… Закрытка! Чтобы прочитать послание необходимо открытку закрыть.
2. Новогодняя ёлка. Приём «Объединение»
Чтобы придумать что-то новое, можно объединить вместе два привычных объекта. Объединяем ёлку с любым другим объектом и фантазируем, как это можно воплотить в реальности. Например, ёлка + макароны, ёлка + яблоки, ёлка + фантики, ёлка + конфеты. Что ещё?
Наш пример – ёлка + конфеты, получилась вот такая маленькая ёлочка на Новый год. Правда, шансов дожить до нового года у неё не очень много.
3. Ёлочная игрушка. Метод «Морфологический ящик»
Морфологический анализ разработал в прошлом веке Фриц Цвикки. Метод также применяется в ТРИЗ для поиска новых идей. Построим небольшую таблицу (можно по желанию расширять и вправо, и вниз). Сверху пишем разные признаки. А снизу подробный список.
А затем случайным образом выбираем по одному пункту из каждого столбика и воплощаем свою авторскую новогоднюю игрушку. Можно даже с помощью игрального кубика выбрать каждый пункт, пусть судьба решает, что за игрушка получится.
Нам попался «Синий пятачок из пенопласта… А вот и он! Теперь висит на герани.
4. Новогоднее украшение. Визуальная загадка
Для создания оригинального новогоднего украшения можно потренировать умение видеть чудо в обычном. Берем любой предмет, на который упал взгляд – чайный пакетик, ложка, пробка, зубочистка, ключи… Затем кладём предмет на белый лист и прикидываем, на что он похож. Увидели? Теперь дорисуйте.
Наш пример – новогодняя ворона, с клювом из чайного пакетика.
Рисунки — это хорошо, но только для разогрева. Теперь делаем из обычных вещей поделки для украшения дома к Новому году! Что можно увидеть в обычной чайной ложке? Как минимум бабочку. Которая теперь поселилась у автора статьи на книжной полке.
5. Пропавший снег. Открытая задача
Открытые задачи – это те задачи, которые нам встречаются в жизни, а не в учебниках. В открытых задачах нет чётко поставленных условий. Нет кем-то определенного пути решения. Нет одного правильного ответа. Именно решая эти задачи, мы развиваем умение соображать и креативить. Предлагаем вам подумать над такой Открытой задачей под Новый год.
Ой-ой! Прямо в канун праздника случилась напасть – весь снег растаял, одни лужи за окном… Это не дело! Сразу грустно на душе. Нет дома настроения уюта, ощущения зимы. Новый год надо спасать и снег возвращать! Но откуда же взять снег?
Какие ответы придумаете вы? У нас есть минимум десять, одним поделимся с вами, только чур читать только после того, как придумаете не меньше пяти своих решений!
Чтобы создать ощущение зимы за окном – не обязательно, чтобы снег был снаружи – можно ведь создать иллюзию снега только в окне! Например, сделать сугробы из ваты на подоконнике. Эффект инея на окне можно сделать с помощью зубной пасты или красок.
Все эти упражнения и задачи можно решать учителям вместе с учениками и родителям вместе с детьми. Совместный досуг с пользой для ума. А продукты, полученные в процессе развивающей мозговой активности, можно будет использовать для создания новогоднего настроения дома и в классе, для декора. Зайдя в комнату или класс, украшенный по-тризовски, люди, как минимум, удивятся. А как максимум – заразятся новогодним настроением и креативом.
Ещё больше интересных игр, упражнений и техник по раскрытию творческого потенциала, нестандартного мышления и развитию воображения в группе ТРИЗиКот (для дошкольников и младшеклассников) и на портале Креатайм (для педагогов средней и старшей школы и всех, кто желает изучить ТРИЗ).