Новые правила тюнинга в России: что именно поменялось для водителей
С 1 июля в России действуют новые правила тюнинга автомобилей и внесения изменений в их конструкцию. Кроме того, нововведение затрагивает все подержанные машины, которые россияне решат самостоятельно ввезти из-за границы. Изменения связаны с запуском нового «ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». В пресс-службах Росаккредитации и Росстандарта объяснили, что именно изменится для водителей и как все это будет работать.
Зачем нужен этот ГОСТ?
Сейчас при ввозе подержанных автомобилей в Россию и в остальные страны Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) покупатели обязаны до постановки на учет проверить качество автомобиля в специализированных лабораториях. Там проводят оценку и выдают нужные свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС). Сейчас такая проверка проходит удаленно — при помощи фотографий. Некоторые «серые» лаборатории выдают подтверждают безопасность ввезенных из-за границы автомобилей, которые на самом деле были в серьезных ДТП или вообще считаются утопленниками.
Автомобилисты получают свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и ставят такие потенциально опасные машины на учет. По данным Росстандарта, около 10% автомобилей из общего объема импорта транспортных средств оказываются «утопленниками», «конструкторами» или просто разбитыми. При этом на один только Дальний Восток ежедневно частные лица ввозят по 300-400 автомобилей.
Кроме того, недобросовестные компании помогают и при выполнении не всегда легального и качественного тюнинга и различных переделок. Чтобы водители не могли зарегистрировать такие автомобили и свободно выезжать на дороги, вводится более жесткий контроль за процедурой проверки и регистрации.
Около 10% автомобилей из общего объема импорта транспортных средств оказываются «утопленниками», «конструкторами» или же просто битыми автомобилями, которые выдают за исправные.
(Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)
Что меняет ГОСТ и для кого?
В первую очередь ГОСТ меняет правила для оценки безопасности всех ввезенных автомобилей в частном порядке. Их теперь обязательно предоставлять на личную проверку в испытательные лаборатории. Как объяснили в пресс-службе Росаккредитации, для получения СБКТС потребуется обязательная проверка на безопасность. Тест будет включать фактический осмотр и широкий спектр исследований. Их будут проводить в аккредитованных испытательных лабораториях, которые раньше работали по фотографиям.
Как в свою очередь пояснили в Россстандарте, в лабораториях должны будут идентифицировать автомобиль, измерить габариты, провести испытания тормозной системы, шумовых характеристик, освещения, а также испытать системы активной и пассивной безопасности.
Также ГОСТ затрагивает уже зарегистрированные в России автомобили — если их владельцы захотят провести тюнинг, предполагающий внесение изменений в конструкцию. В этом случае ужесточение не такое кардинальное: приезд не потребуется, но в дополнение к фотографиям водители должны будут предоставлять видеосъемку после проведенных изменений.
Личная проверка обязательна для любых ввезенных автомобилей?
Да, осмотр и проведение очной оценки транспортного средства в аккредитованной лаборатории с 1 июля 2021 года необходимо всем автомобилям, которые россияне ввозят для собственных нужд. Это касается всех регионов России и как право-, так и леворульных моделей.
При оформлении онлайн заезжало много японских автомобилей без работающей светотехники: по фотографиям это проверить невозможно.
(Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)
«Проверка выполнения требований к единичным транспортным средствам перед их выпуском в обращение осуществляется непосредственно при предоставлении транспортного средства в аккредитованную испытательную лабораторию», — подтвердили в Росаккредитации.
А если я хочу пройти тюнинг? Например, перевести машину на газ, тоже нужно приезжать?
Если автомобиль уже поставлен на учет в России, то, как уточнили в Росаккредитации, провести проверку качества тюнинга и изменений в конструкции можно, как и раньше, в дистанционном формате. Однако власти планируют эту процедуру ужесточить и обязать автомобилистов проводить не только фото-, но и видеосъемку после проведенных работ. Снимать процесс будут специалисты технического пункта, к которым водитель обратится для проведения тюнинга.
По этим кадрам из пункта техосмотра в лаборатории должны будут определить, что все сделано правильно. Для этого необходимо:
- наличие технической возможности для применения электронных средств дистанционного взаимодействия;
- проведенная фото- и видеосъемка должна иметь привязку к геолокации;
- съемка должна отражать дату и время проведения проверки.
«Владельцу транспортного средства необходимо обратиться в аккредитованную испытательную лабораторию, которая либо сама проведет испытания, либо направит к оператору технического осмотра, с которым заключен партнерский договор для проведения испытаний, — рассказали в пресс-службе Росаккредитации. — Фото- и видеофиксация испытаний будет проводиться пунктом технического осмотра и направляться через информационную систему в лабораторию, которая в свою очередь оформляет протокол проверки. Все документы оформляются в электронном виде, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью».
В 2019 году по данным Росстандарта было ввезено и оформлено 130 138 единичных импортированных автомобилей, а в 2020 году — 136 141.
(Фото: Юрий Смитюк / ТАСС)
Есть еще какие-то нюансы?
Да, в случае с переоборудованием автомобилей определен переходный период. До 1 октября 2021 года предоставление материалов видеофиксации процесса проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений необязателен. Достаточно предоставления материалов фотофиксации. А вот после указанной даты обязательно предоставление как фото-, так и видеоматериалов фиксации процесса проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в нее изменений.
Такие правила будут действовать, пока не разработают новый отдельный ГОСТ специально для автомобилей, которые владельцы хотят улучшить при помощи тюнинга.
«Соответствующие правила действуют до утверждения и начала применения «Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний», — уточнили в Росаккредитации.
Возможность дистанционной проверки в случае проведения тюнинга будут оценивать сами лаборатории, исходя из технической возможности оценки таких материалов.
Не получится ли у мошенников опять обойти систему, как с техосмотром?
Чтобы обеспечить достоверность данных, фотографии и видео, а также сами результаты проведения работ по проверке после тюнинга будут хранить в информационной системе реестра.
До 1 июля необходимые документы на ввоз иномарок можно было подавать удаленно, а визуальную проверку специалисты проводили при помощи фотографий. Теперь нужно приезжать лично.
(Фото: KDT)
У испытательных лабораторий не получится внести результаты проверок в этот реестр, если у них не будет на руках материалов фото- и видеофиксации. Это, как уверяют в Росаккредитации, исключит возможность нарушений со стороны испытательных лабораторий.
Оформление СБКТС подорожает?
Участники отрасли считают, что услуга подорожает. Кроме того, они прогнозируют очереди в испытательные центры. Как рассказал генеральный директор аккредитованного испытательного центра «Услугиавто» Юрий Пархоменко, это связано как с необходимостью лично проверять импортные автомобили, так с тем, что лабораториям придется тратить средства на оформление ЭЦП. Все эти расходы будут перекладываться на плечи клиентов.
Эксперт привел примеры стоимости услуг по оценке единичных транспортных средств. Так, получение СБКТС на самодельный прицеп стоит 10-15 тыс. руб. Документы на сложный переделанный автомобиль, например, под лабораторию на колесах — 15-40 тыс. руб. А если это полностью изготовленный автомобиль, то речь идет уже о нескольких сотнях тысяч. Если же говорить о переоборудовании автомобилей, к примеру, установку газобалонного оборудования, то проверка вместе с комплектом документов будет стоить 6-7 тыс. руб. Все эти цены, по ожиданиям Пархоменко, при отказе от возможности удаленного оформления резко вырастут.
Хватит ли на всех лабораторий? Что с очередями?
По данным Росаккредитации, в настоящее время в России работает время работает 41 испытательная лаборатория. С учетом филиалов всего их порядка 80. В частности, на Дальнем Восток работают 13 пунктов, а в Центральном федеральном округе — 33. Всего из общего числа лабораторий по «удаленной» схеме для оформления тюнинга работают 24. Они уже подключились к реестру заключений и могут вносить туда данные о безопасности автомобилей после внесенных в них изменений.