Новые правила ОСАГО и техосмотра: ответы на главные вопросы
Целая волна новостей по поводу дальнейшей судьбы системы техосмотра поступила из Госдумы, МВД, а также от страховщиков и экспертного сообщества. Разобраться в происходящем становится все сложнее: сначала автомобилистов напугали ужесточением всей процедуры техосмотра, введением фотофиксации при заезде на технические пункты и занесением всех данных в автоматизированную систему.
Потом нововведение частично перенесли после распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина. Теперь в МВД вовсе говорят о том, чтобы сделать техосмотр добровольным, хотя еще совсем недавно в ГИБДД предоставляло устрашающую статистику по росту количества ДТП из-за неисправных автомобилей в России. Пока ситуация меняется объясняем, что водителям нужно знать прямо сейчас, чтобы избежать проблем.
1. ОСАГО заканчивается через неделю. Мне продадут полис без техосмотра?
Нет, оформлять полисы ОСАГО без пройденного техосмотра начнут только с 22 августа 2021 года. Госдума приняла соответствующий законопроект в третьем окончательном чтении. Теперь необходимо внести все изменения в закон «О безопасности дорожного движения». Соответственно сначала нужно получить диагностическую карту.
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
2. Недавно прошел техосмотр. Получается, зря потратил деньги?
Нет, вы все сделали правильно. В МВД действительно предложили отменить обязательный техосмотр для личных автомобилей. Как заявил глава Госавтоинспекции России Михаил Черников, добровольный техосмотр может распространиться только на легковые машины, которые не участвуют в перевозках. Таким образом, такси, грузовиков, машин предприятий и организаций, а также автобусов это нововведение не коснется.
Соответствующие изменения МВД планирует внести в законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения». Но пока этот законопроект даже не опубликован на правительственном портале regulation.gov. Потом он должен пройти публичный слушания и поступить на рассмотрение в Госдуму. Отпуска у депутатов запланированы с 19 июля по 29 августа. А 19 сентября состоятся выборы депутатов Госдумы. Поэтому маловероятно, что предложение об отправке техосмотра в свободное плавание выйдет хотя бы на уровень обсуждений до конца этого года.
Не стоит забывать, что автомобилисту также могут выписать штраф 500-800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты. Такие нормы содержатся. в ч.1 ст. 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке». А с 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра будут штрафовать на 2000 рублей. Постановления будут «прилетать» с камер раз в сутки. Пока про отмену этой меры никто не говорит.
Фото:
3. Что будет, если я попаду в аварию с ОСАГО, но без техосмотра?
Во-первых, страховые компании точно не смогут применять к таким автомобилистам регресс в рамках полиса ОСАГО. То есть, не смогут, покрыв расходы потерпевшего, взыскать их со своего клиента-виновника. Теоретически исключением могут стать случаи, если будет доказано, что авария произошла по причине неисправности транспортного средства. Но доказать такое обстоятельство трудно. В 2020 году было зарегистрировано 7 658 ДТП из-за неисправного транспорта при этом всего произошло 145 073 аварии.
Фото:
В том, что к водителям не применят регресс, заверил в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Там уточнили, что регресс за отсутствие актуальной диагностической карты грозит только собственникам легкового такси, автобусов или грузовых автомобилей. Также в том, что страховщики не смогут применять регресс к тем, кто попал в ДТП без техосмотра, сообщил председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Во-вторых, может возникнуть необходимость заплатить штраф. До 1 марта 2022 года — 500-800 рублей, а после — 2000 рублей. В ГИБДД сначала заявили, что штрафов за отсутствие техосмотра при ДТП не будет, однако потом эту информацию отозвали.
4. Как изменится стоимость ОСАГО после отмены техосмотра?
Пока говорить об этом точно достаточно сложно. Многое будет зависеть от самих страховых компаний, которые в рамках либерализации ОСАГО и расширения тарифного коридора получили большое пространство для маневра. В «Альфа.Страхование», например, заявили, что никакой связи с ценообразованием эти изменения не имеют. А в «Росгосстрахе» не исключили, что некоторые страховщики смогут устанавливать базовый тариф в зависимости от пройденного техосмотра. «На цене полисов «Росгосстраха» отсутствие диагностической карты вряд ли будет отражаться», — сказали в РГС.
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
5. Не могу понять: техосмотр стал добровольным или все-таки нет?
Без техосмотра вам продадут полис ОСАГО. Но это не отменяет необходимость пройти техосмотр. Никаких изменений в законодательство принято не было. У предложений сделать услугу необязательной много противников. В их числе операторы станций техобслуживания, которые уже вложили средства в обновление инфраструктуры для перехода на фотофиксацию. Кроме того, до недавнего времени в ГИБДД также выступали против этой льготы и говорили, что отмена техосмотра для легкового транспорта нецелесообразна.
«Это может привести к росту ДТП и спровоцировать перерегистрацию автомобилей, которые принадлежат организациям на граждан», — процитировали письмо за подписью главы ГИБДД Михаила Черникова на недавнем на круглом столе в Совете Федерации. А спустя несколько дней Черников сообщил об инициативе МВД. Соответственно, все еще может много поменяться и лучше иметь документ на руках.
Фото: Елена Пальм / ИТАР-ТАСС
6. Кому сейчас нужно проходить техосмотр по-новому? Были же какие-то льготы?
С 1 марта 2021 г. заработали новые правила проведения техосмотра с учетом временных льгот, на которых настоял премьер-министр Мишустин. Части автомобилистов действительно разрешили пока не проходить техосмотр, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке времени с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода, но на срок не менее, чем до 1 октября 2021 года.
Всем остальным придется проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: с фотографированием автомобиля и занесением данных в автоматизированную систему ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. Это автовладельцы, у которых:
- срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
- автомобиль достиг возраста 4-х лет и возникла предусмотренная законом обязанность получить первую для этого автомобиля диагностическую карту;
- владельцы автобусов и такси, которые должны, согласно закону о техосмотре, проходить техосмотр раз в полгода.
Фото: ИТАР-ТАСС / Александр Рюмин