«Незнание» помогает в учительском успехе
Александр Городинский называет себя педагогическим терапевтом. Имеет право! У него и педагогическое, и психологическое образование. Но самое главное — огромный опыт. Еще в советское время он работал педагогом, директором школ и интернатов в Латвии, а потом — учителем в США. пародолжаем публикацию рассказов Александра о его учениках, о том, как он и его коллеги помогали им справляться с жизненными трудностями и взрослеть. Уверены, что вы сможете почерпнуть из этих историй много полезного, но, самое главное, вдохновляющего для того, чтобы завтра снова придти к детям.
Случается так, что нежелательная информация может только помешать педагогическому успеху.
За одиннадцать лет учебы Бритни сменила десять школ. С учётом того, что в начальной школе с первого до шестого класса — проучилась в одной…
За годы обучения в школе она ни разу не получила положительной характеристики. При каждом переводе из школы в школу в документах отражалось ее, выходящее из рук вон отношение? со сверстниками и учителями. Каждый раз подробно объяснялась суть нежелательного пребывания ее в ученическом коллективе — склоки, скандалы, срывы уроков.
Все достаточно просто: Бритни демонстративно не любила учителей. Почему именно учителей, она не объясняла, но не любила это мягко сказано.
Она всячески старалась их унизить, срывала уроки, писала какие-то кляузы. Причем писала умело, да так, что не удавалось уличить ее во лжи. Если же удавалось доказать клевету, в таком случае Бритни переводили в другую школу. Так она меняла школы девять раз. Разумеется, неприятностей учителям она доставляла значительно чаще.
Слава Богу, я этого не знал. Меня просто не успели предупредить об этой особенности моего ученика. Одним словом, я начал преподавать математику так, как считал нужным, не обращая внимания на ее выходки.
Таким образом, наконец, и я «дождался» проявления, вышеупомянутых способностей моей ученицы. Желая добиться положительной оценки за безделье, она пожаловалась своему бойфренду, который явился на «разборки» в мой кабинет. Он сел напротив, всем своим видом демонстрируя готовность врезать мне промеж глаз. Бритни уселась рядом с видом манерной львицы, наблюдающей бой соперников. Бойфренд задал прямой вопрос:
— До каких пор ты будешь издеваться над моей гёрлфренд? — спросил он предельно грубо и с отборным матом.
— Что ты имеешь в виду? — в свою очередь спросил я предельно вежливо.
— Ты зачем ей задаешь такие сложные задания и… так много? Что ей больше делать нечего, как только решать твою «идиотскую» математику?! — прорычал он, используя еще более изощренный мат, под восхищенным взглядом своей пассии.
Понимая, что, разговаривая на языке моего собеседника, кроме неприятностей для себя ничего не достигну, я начал «педагогическую игру». Спокойно и уверенно, обращаясь к Бритни произнес:
— Уважаемая, Бритни, ты очень привлекательная и умная девушка, какие редко встречались мне за многолетнюю учительскую жизнь. Я хочу помочь тебе добиться успехов в жизни и стать богатой. Возможно, у тебя есть другие планы, но я уверен, что самый подходящий только один: успешно выучить математику, получить диплом школы и поступить в престижный колледж на высокооплачиваемую специальность. Ты можешь это сделать без особых усилий, потому что у тебя хорошие способности, только надо следовать моим рекомендациям на уроке.
С моей стороны прозвучало еще много, поднимающих авторитет моей ученицы, убедительных слов. «Здоровенный бугай» слушал, становясь все более похожим на ласкового котёнка. Я не сводил глаз с обоих, продолжая нагнетать ситуацию, расписывая картины светлого будущего, и разъясняя зависимости этого самого будущего от успеха в моем предмете. Наконец «бугай», который к этому времени уже стал котёнком, спросил:
— А я могу перейти к вам в класс?
— Почему нет? — ответил я. — Хоть сегодня. К тому же, я могу и дополнительно заниматься с вами обоими.
—…Но, я же сволочь! — неожиданно выпалила Бритни, чуть не испортив всего педагогического действия.
— Почему ты так считаешь? С чего ты это решила? Я так не думаю, — искренне возмутился я.
— Да разве вы не знаете сколько неприятностей я доставила в прежних школах учителями и администрации?
— Нет, не знаю — и знать не хочу. Я этим никогда не интересуюсь. Если получаю сведения о своих учениках, то тут же усилиями воли стираю из памяти любую вредную информацию. У меня как учителя одна цель: помочь школьнику хорошо выучить математику. Потому что успех в математике — это успех в любом предмете и несомненный успех в жизни. Ты знаешь кого-нибудь, кто потерпел неудачу в жизни, имея хорошие знания по математике?! — перевел я разговор в другое русло.
Когда мы прощались, «бугай» неожиданно искренне обнял меня и пожал руку, что в Америке является символом теплых и доверительных отношений.
На следующий день директор школы, извинившись передо мною за задержку с информацией, рассказал о Бритни страшные истории, предупредив, чтобы я общался с этой ученицей осторожнее. Пожелав мне успехов, скороговоркой сообщил, что в мой класс перевели нового ученика, который «уж очень просился».
…Я не могу сказать, что Бритни и ее бойфренд немедленно выучили всю математику после этого разговора. Произошла длинная и сложная работа. Но причиной того, что они успешно учатся в колледже, возможно, явилась именно та встреча.